В ближайшие десять лет московские власти планируют завершить в столице «эпопею тополиного пуха», которая длится уже не одно десятилетие. Мы решили узнать, так ли нужны нам тополя и можно ли без них прожить.
[]
Эффективная мера
Большинство североамериканских тополей были завезены к нам из Европы в XVIII-XIX веках. Другие - из Индии и Китая. Самое широкое распространение на территории центральной России получил тополь-осокорь. Всего на Земле произрастает 110 видов тополей, а также большое количество их разновидностей и гибридов. У нас насчитается 30 видов, 12 из них окультурено.
Активная реализация программы по озеленению новых строящихся микрорайонов стартовала сразу после войны. Задача ставилась простая: выбрать неприхотливое и быстрорастущее дерево, и засадить им выделенные под озеленение участки вблизи домов, по окраинам дорог, в парковых зонах. Таким «универсальным» деревом оказался тополь – один из чемпионов по скорости роста. В год каждое дерево становится ближе к небу в среднем на 2-4 метра.
Советские ученые подчеркивали: тополя в городах – временная «зелёная инъекция», лет через 15 необходимо начать замену «быстрых озеленителей» на другие деревья, которые доставляют меньше хлопот. Однако, даже спустя 50 лет программу замены реализовывать не начали, зато успешно вводили все новые и новые дозы «зеленых инъекций» в «тело» мегаполисов, провинциальных городов и поселков по всей России.
Ошибка или естественный отбор?
«Победоносное шествие» тополей обернулось почти трагедией: люди все громче стали роптать на пух, который усыпал «снежным» ковром улицы, «пробирался» в дома, заставлял чихать.
Посыпались вопросы. Неужели нельзя было выбрать другое дерево? Как можно было совершить столь досадную ошибку? В действительно же, советские ученые в выборе не ошиблись.
Дело в том, что у тополя есть «мужские» и «женские» деревья. Первые цветут и опыляют вторые, и именно на «женских» тополях появляются семена с раздражающим всех пухом. Для озеленения были выбраны «мужские» тополя, которые «не пушат».
Однако со временем ботаники к своему неудовольствию стали замечать появление «женских» сережек на «мужских» деревьях. «Меняя пол», тополя пытались противостоять массовой сезонной «стрижке». Впрочем, есть и другая версия появления «женских» тополей на городских улицах.
В советские годы программы озеленения часто реализовывались на субботниках, в которых принимали участие обычные горожане. Пригласить на каждый субботник профессионального дендролога, который бы выявил и утвердил пригодные для посадки «мужские» тополя, было просто нереально.
Вред или польза?
Тополиный пух не является аллергеном. Он лишь разносит пыльцу растений, цветение которых оборачивается неприятностями для людей, склонных к аллергии. Впрочем, тополиный пух, являясь механическим раздражителем, заставляет чихать и кашлять, и вызывает у многих россиян дискомфорт.
В 2008 году Eco-portal опубликовал исследования американских ученых, которые заявили, что тополя могут устранять последствия негативного влияния на окружающую среду, в том числе абсорбировать и расщеплять канцерогенный промышленный растворитель трихлорэтилен, а также другие загрязнители окружающей среды: бензин, хлороформ, винилхлорид и тетрахлорметан.
Российский профессор, заведующая кафедрой клинической иммунологии и аллергологии НМАПО им. П.Л. Шупика Лариса Кузнецова, убеждена, что тополиный пух, как «щетка для воздуха», впитывает в себя канцерогены и соли тяжелых металлов, которые поступают в воздух от автомобилей и промышленных выбросов. Эксперты отмечают, что один тополь выделяет столько же кислорода, сколько 10 берез, 7 елей, 4 сосны или 3 липы. За сезон дерево «забирает» из воздуха 20-30 кг сажи и пыли. Тополь чрезвычайно морозостоек и готов приспособиться к самой плохой экологии, поэтому найти достойную замену ему, считают экологи, будет непросто.
Глава лесной программы Greenpeace России Алексей Ярошенко уверен, что если в Москве удалить все тополя, качество воздуха снизится настолько, что это перекроет все плюсы от отсутствия пуха. Эколог уверен, что крупные загазованные мегаполисы не предоставляют альтернативы: другие деревья при нынешнем состоянии воздуха будут расти очень плохо, если вообще приживутся.
Методы борьбы
Сегодня одной из самых эффективных мер борьбы с тополиным пухом является сезонная обрезка. Правда, не во всех российских городах коммунальные службы на должном уровне справляются с задачей. Если до центральных улиц коммунальщики еще доезжают, то до дворов и окраин часто «руки не доходят». Вот и пытаются дворники, а также добровольцы безрезультатно собрать-смести тополиный пух.
Нередко им на помощь приходит ребятня, которая любит поджигать «летний снег», что, понятно, не вызывает восторга у властей, - гражданам начинают настойчиво напоминать о пожароопасности тополиного пуха.
У обрезки, кстати, есть свои минусы. Во-первых, после «стрижки» дерево выглядит некоторое время уродливо, что не способствует улучшению городского облика. Во-вторых, идеальная обрезка должна завершаться нанесением на раны дерева специального заживляющего состава, который не позволяет дереву разрушаться. Понятно, что на выполнение столь кропотливой работы у озеленителей нет ни сил, ни времени. Подгнившие изнутри деревья падают, уничтожая автомобили и калеча людей. Впрочем, аварийные ситуацию создают и старые деревья – средняя продолжительность жизни тополя 100 лет.
В Москве и ряде российских городов, например, в Самаре и Томске, посадка тополей – под запретом. При этом проводятся комплексные программы, которые предусматривают кронирование, использование специальных реагентов, которые не позволяют семенам раскрываться, и постепенную замену тополей на другие виды деревьев – липы, березы, каштаны. Вырубить сразу все цветущие тополя – значит «оголить» городские улицы.
А что у них?
Еще древние греки охотно использовали «мужские» тополя, высаживая их на площадях и центральных улицах. Именно у греков наука о растениях и позаимствовала для названия рода тополей слово «populus» - «народный». Страстным поклонником тополей был Наполеон. По легенде, он повелел высаживать эти деревья по всей Европе по пути следования своей армии. Великий корсиканец был уверен, что будет триумфально возвращаться уже по зеленым аллеям быстрорастущих тополей.
В современной Европе, по словам ведущего научного сотрудника Латвийского ботанического сада Инаре Бондаре, программа экспресс-озеленения была реализована полностью. «Мужские» «не пылящие» тополя были посажены, а со временем – заменены.
Различные виды тополя широко распространены в Канаде и США. В некоторых американских городах высадка «женских» тополей запрещена всё по той же причине – избежать «метели». На специальных плантациях выращивают стерильные гибридные сорта, на которых не развиваются семена, - их используют, в первую очередь, для производства целлюлозы.
Из гибкой древесины тополя американцы делают сноуборды, лодки, ящики, поддоны и даже электрические гитары. Биолог Мичиганского университета Кертис Вилкерсон предлагает использовать генномодифицированные тополя в качестве эффективного и дешевого биотоплива.
В канадском Эдмонтоне, начиная с 1980 года, была реализована программа замены тополей на другие деревья. Она охватила только городскую территорию, дикорастущие же деревья по-прежнему доставляют горожанам немало проблем. Жителям, мечтающим посадить тополь у дома, а также ландшафтным дизайнерам, желающим использовать это дерево для украшения сада, канадские власти настоятельно рекомендуют выбирать только «мужские деревья» или стерильные сорта в специальных питомниках, и кроме этого - своевременно производить замену старых деревьев.
Фаина Шатрова
Источник: Русская Семерка russian7.ru