Автор: Александр Смирнов В России, точнее пока еще на Руси, была своя система титулов или их аналогов. Правда, до XVIII века их было… В интернете можно прочитать, что всего один — князь. Но скорее, два или даже три. Хотя до XVIII века титулование на Руси никак не связано с европейским, попробуем провести параллели.
А. П. Рябушкин, «Совет царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», 1893 г
[]
Кажется, что князь — аналог европейского короля. Но не совсем, это было бы слишком просто! Аналогом европейского короля можно назвать Великого князя, хотя его власть не обязательно наследуется сыном и новый Великий князь не избирается, подобно императору Священной Римской империи. Тогда удельных князей можно сопоставить с герцогами, как и было принято. Герцоги — бывшие племенные вожди, князей также можно назвать предводителями своих уделов. Как король мог, в принципе, сместить герцога, так и Великий князь мог перемещать князей по уделам. Конечно, до наступления феодальной раздробленности. Правда, в отличие от «настоящих», «русские герцоги» никогда не были родовыми вождями… Ими были бояре, хотя и не все. Бывшая родовая знать — это старое боярство, военная аристократия, вотчинники, т. н. земские бояре. Были и другие — княжие бояре, среди которых выделялись введенные и путные. Княжие бояре — пожалованные боярским званием, но не относящиеся к стариной родовой знати и часто не имевшие собственных вотчин. Введенные бояре — управляющие делами князя. Вместе с земскими они составляли категорию думных — бояр, заседавших в Думе. Путные бояре — скорее чиновники, занимавшиеся управлением отдаленными территориями и сбором с них податей, а также дворцовая администрация. Одно «но»: бояре никогда, даже в пору раздробленности, не владели городами. А управляли временно, в отсутствие князя. И с этой точки зрения бояр можно сопоставить с графами или маркизами. Или баронами — «свободными людьми». Причем боярин-вотчинник волен был поступать на службу к кому захочет, а вот путный или введенный боярин зависел от князя, от которого получал землю или кормление.
К. Е. Маковский, «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)»
Все, иных титулов в допетровской Руси не было. Были придворные и военные чины — но это не титулы, а должности. Первые значительные перемены происходят с созданием единого Московского государства: удельные князья и бояре теряют самостоятельность. Князья сохраняют формальные титулы, превращаясь в бояр; бояре постепенно утрачивают право отъезда к другому князю. Эти процессы аналогичны тем, что происходили в Европе: титулы «отрываются» от землевладения и военной иерархии, становясь условным, формальным показателем статуса. С титулами иногда путают звания — стольников, окольничих и т. д. Увы, это лишь придворные чины, должности, никак не связанные с земельной родовой собственностью. А с XVI века и слово «боярин» приобретает второе значение: думный чин, который может присваиваться и дает право на участие в заседаниях Думы. Присваиваться он может и дворянам, в это время начинающим теснить боярство. Кстати, дворянство у нас, в отличие от европейского — сплошь не титулованное, то есть не имевшее родовых титулов. И лишь с XVIII века в России впервые вводятся европейские дворянские титулы — граф и барон.
Пётр Павлович Шафиров
Первым русским бароном (1710 г.) становится Петр Павлович Шафиров — дипломат, вице-канцлер, многолетний руководитель российской почты. Первым графом (1702 г.) — Федор Алексеевич Головин (канцлер). Вторым графским титулом награжден, что неудивительно, Александр Данилович Меншиков. Оба получают титул от императора Священной Римской империи. В 1706 году сам Петр возводит в графское достоинство полководца, генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева. Эта практика получения иностранных и российских титулов сохраняется и в дальнейшем. Римский император присваивает и первые «новые» княжеские титулы. Первые светлейшие князья (1707 г.) — А. Д. Меншиков (1707 г.) и господарь Молдавии Д. К. Кантемир (1711 г.). Далее княжеский титул не присваивается до 1797 года, когда Павел I возводит в княжеское звание чиновника и дипломата А. А. Безбородко — к тому времени графа Римской империи. Заодно род графов Безбородко принимается в число российских графских родов. А в 1799 году княжеский титул от короля Сардинии получает А. В. Суворов.
Й. Крейцингер, «Портрет фельдмаршала графа А. В. Суворова», 1799 г.
С 1796 года прекращаются пожалования российским подданным римских титулов. К концу XIX века в Империи насчитывается около 20 пожалованных княжеских родов и 310 графских (возведение в которые продолжается и в XX веке). Естественно, были еще потомственные русские и иностранные князья, а также иностранные графские и баронские роды. Как правило, титулы присваивались по порядку, от низшего к высшему. Так, промышленники Строгановы последовательно становятся: баронами (1722 г.), затем графами (1761 г.). «Нижний» титул при этом обычно утрачивался. Были и исключения: при удвоении фамилии за счет полученной почетной фамилии-прозвища или унаследованной фамилии. Например, Суворов — граф Рымникский, он же князь Италийский. Сложнее с баронским званием. Первоначальный, европейский, титул барона звучал очень солидно: королевский ленник, «свободный господин». В России столь глубоких корней у баронских семей не было, хотя изначально титул вроде бы вводился для прибалтийского дворянства. Кроме того, баронское звание нередко присваивалось вместе с дворянским — как тем же Строгановым (утратившим при этом носимое с 1610 года почетное звание именитых людей). И далее баронами становятся не только урожденные дворяне (такие как Аракчеев), но и купцы, промышленники, банкиры… Но все это касается мужчин. Женщины получали титул мужа. Или утрачивали свой, выходя замуж за не титулованного. Свои нюансы имели обращения к «благородным господам». Бароны так именовались: «господин барон» или общедворянским «ваше благородие». Единственное исключение — тайный советник барон И. А. Черкасов, который получает звание Высокородного, переходящее вместе с титулом к его потомкам.
Иван Антонович Черкасов
Графы именуются: «Ваше высокоблагородие», затем «Ваше сиятельство». К князю также обращаются «Ваше сиятельство». Но — не ко всякому. Особая категория — князья императорской крови, именуемые «Ваше императорское высочество» или «Ваше высочество», в зависимости от положения в роду. А вот «Светлостью» именуются именно светлейшие князья. Причем титулование «Светлостью» могло быть пожаловано уже после присвоения княжеского титула.
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/92245/
|