Наряду с огнем, вода занимает ключевое место в верованиях большинства народов. В одних культурах особая роль отводится природным стихиям, в том числе огню и воде, на ранних этапах, позднее уступая место более развитым верованиям. У других народов поклонение воде чуть ли не в чистом виде сохраняется и на весьма высоких уровнях развития культуры.
[]
Похоже, что зависит это не столько от социальной и культурной «продвинутости» того или иного народа или этнической группы, сколько от значимости объекта поклонения в его повседневной жизни.
Для наших предков значение воды было чрезвычайно велико. И это были не пустые суеверия, точнее, не на пустом месте они возникли. Жизнь земледельца напрямую зависит от воды, в частности вод небесных. От своевременности осадков зависит урожай, а от урожая - сама жизнь. Поэтому моления о дожде занимали в культе древних славян столь важное место.
Важно отметить, что объектом поклонения являлась как вода земная - реки, озера, ручьи (а всякое древнее поселение располагается поблизости от источника воды), так и вода небесная и подземная, являющиеся людям по милости богов из верхних и нижних ярусов мира. В верхнем ярусе мироздания это хляби небесные (запасы дождевой воды), ниже уровня земной тверди - подземные воды. В подземном - Нижнем - мире живет его владыка, Ящер. Туда опускается на ночь солнце и, пропутешествовав по водам Нижнего мира с запада на восток, утром восходит.
Кстати, небо в представлениях славян также имело несколько уровней, которые изображались на оберегах. Эти обереги и их производные в том или ином виде дошли до нашего времени. Прежде всего, это орнаментальная вышивка и резьба, украшающие утварь и жилище. Водные знаки часто включаются в орнаменты, в обереги и древние календари. Впрочем, это относится не только к славянам. Всем известный греческий меандр символизирует в том числе и воду. Для славян характерно изображение воды в виде волнистых («зигзаговых») или витых линий над и под земной твердью. Дождь мог также изображаться в виде узора из капель.
С целью привлечь воду на поля или, напротив, уберечь урожай от несвоевременного дождя - словом, повлиять на погоду - использовались примитивные, на наш взгляд, но вполне логичные с точки зрения людей той эпохи приемы. Помимо привычных нашим современникам форм религиозного поклонения, таких как молитва и жертвоприношение (подношение божеству), носители архаических культур прибегали к архаическим же - магическим - средствам. К их числу относились многочисленные манипуляции, связанные с земной водой, с водоемами и источниками.
Как принести жертву небесным водам, не вполне понятно, но способы подношения духам, источникам земной воды очевидны. Источникам или возле них приносили жертвы и осуществляли моления. Вступая в контакт с духами земных водоемов, люди пытались таким образом воздействовать и на воду небесную. Разумеется, никто из нас не имел возможности расспросить далеких предков о том, что они подразумевали, принося в жертву роднику курицу или козла. Однако предположение, что предки проводили эту аналогию, прослеживали прямую взаимосвязь между земной и небесной водой, представляется убедительным.
Богам приносились и человеческие жертвы. Современные приверженцы славянских верований и русофилы-националисты это часто оспаривают, утверждая, что человеческих жертвоприношений у нас не было. К сожалению для тех, чью национальную гордость это почему-то задевает, наука утверждает обратное! Прямые документальные свидетельства до крайности скудны, но косвенные слишком достоверны, чтобы от них можно было отмахнуться. (Впрочем, надо ли отмахиваться от правды? Риторический вопрос!) За давностью лет, даже этнография и фольклор обнаруживают в основном намеки, отдаленные следы обрядовости, связанной с человеческими жертвоприношениями.
Тем не менее такие свидетельства существуют, и их подлинный смысл прослеживается весьма отчетливо. Было бы небезынтересно рассмотреть эту неоднозначную тему...
Древние земледельцы молились, чтобы дождь пошел и чтобы он не пошел, в зависимости от сезона, от того или иного этапа земледельческого цикла.
В начале мая всходят хлеба, и с середины мая, в первой половине июня славяне молили высшие силы о ниспослании дождей. Но поскольку для нормального роста хлебов нужно было чередование сухой и дождливой погоды, предки умели выделять внутри этого периода отдельные этапы. На одном из календарей они обозначены вертикальными волнистыми линиями. В части календаря, соответствующей последней трети июля, эти линии уходят под землю, превращаясь в горизонтальные - наступает пора моления о сухой погоде. Предстоит сбор урожая, и дожди могут погубить результаты всего предшествующего труда.
Насколько древние эти календари, а значит и практические знания, и верования, в них отраженные? Ученым удалось восстановить календари 2-5 веков н. э. с точными обозначениями этапов аграрного года. Святилища, в которых обнаруживали эти артефакты, значительно древнее.
На древних календарях различные символы воды распределены далеко не случайным образом. Славяне (и праславяне) были превосходными земледельцами и точно знали, когда следует молиться о том или ином природном явлении, если желаешь получить хороший урожай. На древних календарях с точностью до дней отмечалось наступление каждого значимого этапа в годичном цикле сельскохозяйственных работ. Кроме молений, эти важнейшие этапы знаменовались ритуальными праздниками. Очевидно, что наибольшее их число приходится на летний период. Во многих из них так или иначе подчеркивается значимость воды.
Пожалуй, самые знаменитые из летних празднеств - Купальские. Это большая тема, заслуживающая отдельного разговора, пока же ограничимся упоминанием о многочисленности купальских обрядов, связанных со стихиями огня и воды.
Значительная часть ритуального действа совершалась на берегах водоемов, в том числе ритуал купания в росе, орошающей колосящиеся посевы. Возможно также, что наши предки прослеживали связь росы с небесной водой, ведь роса - вода особенная, необычная, появляющаяся без дождя, словно бы из ниоткуда. Сплавлять по бегущей воде венки тоже не «просто красивый обычай». В старинных обрядах вообще нет ничего случайного, каждое действие предельно конкретно, наполнено практическим смыслом. Но чтобы нам сегодня понять этот смысл, рассматривать их нужно не с нынешней «просвещенной» точки зрения, а с позиции носителя «архаической культуры» - в данном случае, земледельца, досконально знающего свое природное окружение.
Сплавление венков было гадательной практикой (гадательные обряды характерны для язычества вообще и русского язычества в частности). Но пускаемые по воде венки - это еще и жертва, и послание потусторонним силам, и магический акт связывания растений с водой, передачи им (и людям) животворящей силы воды. Кульминационный момент празднества - утопление чучела Купалы. Вероятнее всего, чучело явилось символическим заместителем человеческой жертвы, приносившейся в древности. Людям аграрной культуры такая жертва, очевидно, не могла казаться чрезмерной. Слишком они зависели от погоды, чтобы не считать возможным пожертвовать отдельными людьми ради выживания племени.
Вода наряду с огнем рассматривалась и как очищающее начало. Эта ее магическая функция (как и представления о ее животворящей силе) естественно следует из самой природы воды, из способов ее повседневного использования. Наконец, вода наделялась функцией разграничителя миров. Обряды сельскохозяйственного цикла проводились на берегах водоемов, то есть на границе важнейших для земледельца стихий - земли и воды. Отголоски этого восприятия воды можно проследить в сказках, пусть и в камуфлированной, не очевидной форме. Богатырь пересекает реку, после чего вступает в бой с «враждебной силой темною», похищенную героиню утаскивают «за моря» - во всех подобных случаях миф, породивший сказку, подразумевает потусторонний мир, мир мертвых. К слову, почему водные источники, ключи почитались священными? Именно потому, что вода из подземных источников приходит, как и небесная вода, из иного мира.
В общем, чтобы приблизиться к пониманию наших далеких предков, их культуры и верований, нужно постараться взглянуть на знакомые вещи с позиции тех людей, увидеть ситуацию глазами первобытного, по сути, земледельца. Очевидно, что «примитивный» и «первобытный» - всего лишь термины, ставшие привычными в этом контексте. Разумеется, в них не следует вкладывать никакого уничижительного смысла. Это просто характеристики мировосприятия людей древности, «примитивность» которого - лишь следствие неразвитости научных знаний, подмены их религиозными представлениями.
Однако за этими представлениями лежит глубокое эмпирическое знание и понимание природных процессов. И знание это, в отличие от нашего, в значительной части абстрактного, - совершенно живое, неотделимое от практического опыта и реалий жизни. Люди той давней эпохи, в отличие от нас, ощущали себя гармоничной частью мира, что явственно отражается, например, в дошедших до нас старинных артефактах... Но это тема отдельного разговора.
Автор: Aлeкcaндp Cмиpнoв
|