Столыпин был одной из самых заметных политических фигур России начала XX века. «Последний рыцарь самодержавия» с невиданным энтузиазмом взялся за преобразование страны – о последствиях его реформ историки спорят до сих пор.
[]
Сверхзадачи
Столыпин занял посты министра внутренних дел и председателя Совета министров в сложное для России время – в самый разгар Первой русской революции. Осознавая всю шаткость положения самодержавия и необходимость коренных перемен он практически сразу инициировал реформы. Вступив в силу с Указом от 9 ноября 1906 года реформы были прекращены только в июне 1917 года постановлением Временного правительства. Сын Столыпина Аркадий позднее перечислил главные переустройства, которые затеял его отец. Среди них – земельный вопрос, строительство Амурской железной дороги, воссоздание флота, реформа вероисповедания, ограничение автономии Финляндии, забота о городах и дорогах, создание Западного земства.
Помимо этого Столыпин ставил перед собой задачу преобразовать во многом дискредитировавшую себя царскую полицию, в частности он хотел оздоровить ее объединением с жандармерией. Министр также намеревался ввести обязательное четырехгодичное обучении с 8 до 12 лет, а рабочим дать профсоюзы и систему государственного страхования.
Аграрный вопрос
Но все же главной задачей курса столыпинских реформ стало решение аграрного вопроса, который, по мнению историков был последней ставкой царизма в борьбе за существование. Столыпин был убежден, что пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью и зажат в тисках общины он остается рабом, и никакой закон не даст ему блага гражданской свободы.
10 мая 1906 года на заседании II Государственной Думы Столыпин выдвинул новую правительственную концепцию решения аграрного вопроса. Из нее было ясно, что министр ратует за выбор между крестьянином-бездельником и крестьянином-хозяином в пользу последнего.
Премьер на памятном выступлении заявлял, что тунеядцы будут всегда. Но не на них должно ориентироваться государство: только право способного, право даровитого создало возможность собственности на Западе.
Способный и трудолюбивый крестьянин, по словам Столыпина, это «соль русской земли» и поэтому его нужно как можно скорее освободить «от тисков общины», передав ему землю в неотъемлемую собственность.
Земельная реформа
Столыпинская земельная реформа, помимо декларируемых мер, решала одну важнейшую задачу: обезопасить страну от революционных потрясений. Чтобы не разразилась новая революция, пояснял Столыпин, необходимо дать крестьянину свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью.
По замыслу премьера, создав в качестве опоры самодержавия класс мелких собственников, государство получит в его лице «противника всякий разрушительных теорий».
Согласно императорскому Указу от 9 ноября 1906 года крестьянам разрешался свободный выход из общины, за ними закреплялись земли, находившиеся в пользовании со времени последнего передела, также у них появлялась возможность продажи своего надела. Помимо этого Указ предполагал снятие всяких ограничений на передвижение крестьян по стране.
Важной частью процесса оземеливания крестьян для премьера была помощь государственного банка. В отличие от своих предшественников, Столыпин поощрял в первую очередь не денежные вливания (их можно было попросту пропить или стать жертвой финансовых дельцов) а поддержку в «натуральном виде» – семена, скот, инвентарь. В зонах переселения правительство также активно строило дороги, водохранилища, школы, медицинские пункты.
Роспуск Думы
У Столпина были весьма напряженные отношения со II Государственной Думой. В законодательный орган входило более сотни представителей, целью которых было свержение действующего строя.
7 мая 1907 года премьер обнародовал в Думе «Правительственное сообщение о заговоре», ставившем своей целью совершение террористических актов против императора, великого князя Николая Николаевича и против него самого.
Царь своим указом распустил Думу. Дума III по свидетельству современников явилась «созданием Столыпина», впрочем взаимоотношения премьера с новой Думой являли собой сложный компромисс. Проправительственные партии, составлявшие большинство Думы, отмечает историк Николай Над, отнюдь не были марионеточными: сотрудничество с ними предполагало определенные уступки со стороны Столыпина.
Закон о военно-полевых судах
Методы проведения реформ в условиях революционного террора зачатую требовали серьезного нажима аппарата, чиновников и полиции. По инициативе Столыпина 1 сентября 1906 года было принято «Положение Совета министров о военно-полевых судах» для ускорения судопроизводства по делам гражданских лиц и военнослужащих, обвиняемых в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских и должностных лиц. Столыпин создал прецедент: право власти карать без объяснений.
За первые четыре года действия «Положения» без предварительного следствия было казнено около 2,4 тыс. человек. Однако эта цифра все равно меньше, чем количество убитых представителей власти за указанный период – 2,7 тыс. человек.
Итоги
Историки практически едины во мнении, что результаты столыпинских реформ были далеки от ожидаемых. По мнению Владимира Бондарева, реформирование аграрных отношений и наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично, но при этом антагонизм между крестьянами и помещиками сохранился.
Только 10% крестьян, по словам историка, «выделились из хутора».
Деятельность крестьянского банка тоже не оправдала себя. За период с 1907 по 1914 гг. банк поднял цены за десятину земли с 105 до 136 рублей, что привело значительную часть заемщиков к разорению.
Но положительные результаты все же были. Произошел рост сельскохозяйственного производства, увеличение экспорта хлеба. Особенно ощутимы результаты реформы были в Сибири. За Урал переселились около 3,7 млн. человек, из них 1 млн. вернулся обратно, 700 тыс. разбрелись по бескрайним сибирским просторам и только 2 млн. сумели закрепиться на земле. Однако этого было достаточно, чтобы посевная площадь сибирских земель увеличилась на 62%.
Но главную задачу – сделать Россию страной фермеров столыпинские реформы решить не смогли. Инициативы были обречены с самого начала, так как их главной движущей силой было не первое лицо государства. Значительно ослабило реформы и отсутствие достаточной поддержки в широких слоях населения. Вместо укрепления монархической власти деятельность Столыпина по сути подтолкнули страну к революции.
Тарас Репин
Источник: Русская Семерка russian7.ru
|