Автор: Тамара Троянова Нотр-Дам
де Пари, Собор Парижской Богоматери, прекрасно известен всем благодаря
одноименному роману Виктора Гюго. Но не менее удивительна и загадочна
история другого Нотр-Дама, расположенного в старинном городе Шартр, что в
90 километрах к юго-западу от столицы Франции…
Во славу Пресвятой Девы…
История Шартра восходит к середине I тысячелетия. Городской
кафедральный собор был заложен на месте древнего святилища друидов.
Считалось, что от этого места исходит священная энергия. Возможно,
будучи наслышанными о необычных свойствах этого места, католики, начиная
с 350 года, строили тут свои храмы. Однако все постройки неизменно
уничтожались пожарами.
Наконец, здесь был построен собор во
славу Пресвятой Девы, или Божественной Дамы – Нотр-Дам. Царствовавший в
то время король Карл Лысый преподнес храму в качестве пожертвования
драгоценную реликвию – Покров Богородицы.
Первое чудо произошло в
911 году, когда Шартр осадили норманны. Епископ Жантельм, надеясь на
заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене. Это, как
свидетельствует хроника, немедленно обратило врагов в бегство.
В
1194 году Шартрский собор был, как и несколько его предшественников,
уничтожен огнем. Однако вновь приключилось чудо: ларец, в котором
хранился Покров Богоматери, остался цел и невредим! Его успели спрятать в
подземной часовне.
Стеклянная Богородица
К 1220 году собор, от которого остался лишь западный фасад, отстроили
заново. Он получил новое название – Нотр-Дам де Шартр. В 1260 году храм
был освящен в присутствии короля Людовика IX.
Сегодня Шартрский
собор представляет собой величественное сооружение в готическом стиле.
Он сложен из гранитного песчаника, каменные блоки достигают 2-3 метров в
длину и 1 метра в высоту. Внутри и снаружи здания насчитывается в общей
сложности около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла, в
основном на христианскую тематику. Практически все витражи средневековых
европейских храмов являются подражаниями знаменитым витражам Шартрского
собора. Их общая площадь составляет 2000 квадратных метров. Самый
известный витраж носит название Notre Dame de la Belle Verrere -
Богородица из красивого стекла…
Проклятие Черной Мадонны
Вплоть до XVIII столетия в соборе хранилась статуэтка женщины, носящей
под сердцем ребенка, вырезанная из черного дерева. Черная Дева, или
Черная Мадонна, как называли ее христиане, была найдена в III веке, и с
тех пор почиталась как изображение Богоматери. Однако, по мнению
историков, статуэтка изображала вовсе не Деву Марию, а кельтскую
богиню-праматерь.
С этой статуэткой связана и такая легенда. В
начале XIII века некий юноша по имени Герард служил подмастерьем в
артели каменщиков-тамплиеров. В артели существовала своя иерархия,
каждый, кто хотел стать мастером, обязан был пройти ряд испытаний и
принять посвящение. Предстояло это и Герарду. В то время артельщики как
раз занимались восстановлением сгоревшего Шартрского собора.
Как-то, гуляя по территории собора, Герард набрел на стоявшую в стороне
постройку без окон. Войдя туда, он обнаружил у стены небольшую
деревянную фигурку. Решив получше рассмотреть статуэтку, юноша вынес ее
на свет. Перед ним было изображение женщины с чуть надменным,
величественным лицом и выпуклым животом, явно беременной. На постаменте
статуи были вырезаны странные символы, изображавшие змею и крест из
переплетенных дубовых веток. Молодой каменщик понял, что перед ним не
кто иная, как знаменитая Черная Дева!
Неожиданно в голову
подмастерья закралась мысль – а что если забрать фигурку с собой? По
поверьям тамплиеров, Дева Мария покровительствовала строителям соборов. А
ему необходимо было сдать экзамен на мастера.
Герард решил, что
ненадолго возьмет статуэтку, а потом незаметно положит ее на место. И
тут же задумал вытесать из камня точно такую же фигуру Пресвятой Девы…
Целый год он трудился над статуей. Но работа не ладилась. Нос почему-то
выходил крючковатым, в шее чудилось что-то змеиное… Казалось, из-под
его резца выходит изображение не Пречистой, а натуральной ведьмы!
Наконец, за несколько дней до сдачи работы, Герард разрубил свое детище
на мелкие части… Завернув деревянную статуэтку в ткань, юноша направился
на стройку. Но по пути он не удержался и завернул в алтарный зал
собора, чтобы посмотреть на творения других мастеров - в храме стояли
привезенные из близлежащих монастырей христианские скульптуры. С
завистью посмотрев на них, юноша поставил Черную Деву на место и побрел
прочь. По дороге его обогнали всадники в одеждах тамплиеров. Они громко
переговаривались между собой о том, что в алтарном зале собора случилось
несчастье. Не то рухнули леса, не то сорвались с подвесок каменные
плиты, подмяв под себя часть алтаря, скульптуры и живых людей…
Герард вспомнил рассказы о языческом происхождении Черной Мадонны.
«Никакая это не Мадонна! Это языческая богиня!» - дошло до него. Он
поспешил забрать деревянную статуэтку из ее убежища. А вечером соорудил
на подоконнике своей мастерской подобие алтаря: поставил изображения
Богородицы и Христа, зажег свечи… Положив статую Черной Девы на пол,
юноша долго читал над ней молитвы, изгоняющие бесов, и осенял ее
крестными знамениями. Наконец, решив, что «черная дьяволица»
обезврежена, вышел на улицу, намереваясь отыскать укромное местечко и
сжечь там дьявольскую скульптуру… Увы, его намерения были пресечены
самым трагическим образом. Несчастного насмерть сбила лошадь!
После этого фигурка Черной Мадонны хранилась во многих храмах. В годы
Великой Французской революции она исчезла. Как гласит официальная версия
– сгорела во время пожара…
|