Какими бы не были мы сегодня материалистами и атеистами, а все равно нет-нет, да проскакивает в наших разговорах слова и выражения, с забытым сакральным смыслом. В стрессовых ситуациях или в порыве эмоций, мы восклицаем «Чур, меня, Чур!» И чаще всего после этих слов, хоть немного, но отпускает тревога. А что же такое, это «Чур»? Или, может быть, правильней спросить – кто такой «Чур» и почему мы до сих пор просим его помощи?
[]
Бог-защитник
Согласно легендам, когда божественное войско разделилось, и одни остались защищать наш мир на небе, а другие спустились, чтобы защищать людей на земле, Чур, получив наказ от своего деда, Сварога, оберегать людей и поделить между ними землю, предстал перед людьми, и они стали выкрикивать: «Чур, мне! Чур, мое!». Уже после того, как Чур раздал наделы земли, он так же раздал и бревна, наказав поставить их на границах их земель, дабы никто не смел присваивать чужое и пересекать границы без разрешения. Уже много позже эти бревна стали называть Чурками, а из них стали вырезать самого бога и свои семейные знаки.
Чур – не только охранник имущества и земли, но и защитник от злых потусторонних сил, проклятий и наговоров. Стоит человеку, позвать его: «Чур, меня!», то есть таким образом попросить защиты – «Чур, убереги меня!», как Чур откликнется и охранит от напасти.
Бог Рода
Чур един и многолик одновременно. Он один для всех, при том, что каждый род имеет своего Чура – своего родоначальника, пращура, защитника рода, который всегда стоит на защите своих детей и внуков, как от злых духов, так и имущества рода.
В каждом славянском доме обязательно стоял кумир бога Чура, который не только оберегал дом, но и покровительствовал Домовому, при должном уважении во всем помогавшему хозяйке.
Помним и по сей день
Возможно, Чур - единственный древнеславянский бог, которого пусть и не осознанно, но чтут каждый день. Ведь, если задуматься, то мы поминаем его практически каждый день. Как это? Очень просто, в обычных и повседневных словах. Порой нам что-то не нравится, и мы говорим, что это чересчур для нас, то есть переходит всяческие границы. Или же увидев что-то вычурное, явно выходящее за границы Чура, мы испытываем отрицательные эмоции.
Чем поможет нам древний бог?
Надо ли говорить, что сейчас мы избалованы благами цивилизации, и уже давно и думать забыли о том, каким непосильным трудом наши предки защищали свой дом от пожаров и лихих людей. Сегодня выходя из квартиры и включая сигнализацию, мы вряд ли шепчем: «Чур, мое!». Возвращаясь домой, вряд ли благодарим древнего грозного бога, что сохранил наше добро в целости. А уж о том, чтобы предложить Чуру и его помощнику Домовому требу, да еще и несколько раз в год – нет-нет, это уж точно не для современного человека. А ведь, если подумать, то зря… Напрасно, мы забываем, какую тяжелую ношу несет на себе Чур. Пусть огонь сейчас и зажигается не в печи, а на плите, свет дает не лучина, а электролампа, но магия и мистика никуда не делась. Если мы и научились применять электричество, и сдерживать огонь, то стали абсолютно беспомощны от зла и сглаза. При привычном нам заговоре: «Чур, меня!», мы зовем бога и получаем его защиту, но как любые современные эгоисты забываем после поблагодарить его. Мы просим помощи, но ничего не даем взамен. А ведь всего лишь надо вспомнить, как любит грозный, но благородный бог, кашу и молоко, а еще мед и хлеб. Не стоит думать, что бог должен явиться и помочь нам со всеми нашими тяготами и лишениями, он итак постоянно с нами и помогает. Возможно, пора и нам вспомнить о нем…
Мария Воронина