Известно, что цвет имеет сильное влияние на человека – на его
настроение и даже на здоровье. Физиологи утверждают, что цвета тем
активнее воздействуют на нервную систему, чем они ближе к началу
спектра. Красный цвет не только вызывает ярость у быков и индейских
петухов, но и возбуждает людей. А зеленый цвет создает ощущение
умиротворенности, покоя. Синий ассоциируется с вечной божественной
истиной, он цвет доброты и постоянства. Желтый цвет, хоть и теплый, но в
то же время он беспокоит, возбуждает воображение. Черный – символ
тайного и неизвестного, желанного. Белый цвет - это истина и закон. []
Окраска любого предмета не позволяет человеку отнестись к нему
равнодушно. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может
характеризоваться или предпочтением его или безразличием, или отказом от
него, то оно учитывается и в психодиагностике.
Физическая
природа звука, цвета и текста различна. Нельзя механически переносить
явления спектра на музыкальную гамму или буквенный ряд.
Связь
«звук – цвет» - это редкий сугубо индивидуальный феномен. Но, ученые
математики, физики, лингвисты, психологи в своих исследованиях провели
эксперимент по определению звуковых соответствий.
Идея
эксперимента проста: регистрируются реакции многих испытуемых на
определенный стимул, а затем следует статистическая обработка
полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях.
Испытуемым предъявляли либо звуки речи и просили подобрать к ним цвета,
либо предъявляли различные цветовые карточки и просили написать на них
звуки, либо давали задание выстроить звуки по цвету, скажем, от «самого
красного» до «наименее красного», «самого синего» до «наименее синего» и
так далее.
Многие такие эксперименты с тысячами информантов
показали, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают, по
крайней мере, гласные вполне определенно.
Если соответствия
звуков речи определенным цветам существуют, пусть даже в подсознании, то
они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в
речи. И, пожалуй, прежде всего, нужно искать проявления звукоцветовых
ореолов в поэзии. Там звуковая сторона очень важна. Эффект звукоцвета
может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается
определенная цветовая картина, и рисунок гласных должен поддержать,
«подсветить» эту картинку звуками соответствующего цвета.
Ученые начали проверку этой гипотезы, подсчитывая и сравнивая количество
всех букв в тексте по отношению к данной гласной, количество ударных в
тексте, сильных и слабых позиций звуков и так далее. И в сухих
статистических подсчетах стала проявляться живая игра звукоцветовых
ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью,
разнообразием и точным соответствием смыслу и эмоционально-образному
строю произведений.
Поскольку и сама проблема цветного
восприятия звука и анализ с этой точки зрения стихотворений очень
необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет
недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые об этом слышит
одинакова: «Этого не может быть!»
С помощью математических
формул на компьютере можно прочитать любое стихотворение, художественное
описание, даже дать цветную характеристику человека по его имени или
речи.
Если звуки речи с помощью математических формул удалось
разложить на цвета, то звуки музыки пока не удается, хотя именно
цветомузыка уже многие века интересует и музыкантов и
естествоиспытателей. Музыку в цвете представляли себе многие композиторы
– Вагнер, Дебюсси, Чюрленис, Римский-Корсаков, Асафьев, но особую
популярность этот вопрос приобрел в начале минувшего века, после
создания известным русским композитором Скрябиным музыкальной поэмы
«Прометей», предназначенной для исполнения в цвете.
Скрябин утверждал, что каждая тональность в музыке определенным образом
окрашена. Музыка буквально «светиться цветами», - говорил он, - начало
«Прометея» рисуется мне исполняемым при погружении в лиловато-сероватый
сумрак; при появлении темы разума зала погружается в лучи яркого синего
света; при начале разработки – в этой оргии резких, иступленных
гармоний, живописующих «падение духа в материю» - красные волны
наполняют залу, и все погружается в кровавые тона; перед кульминацией,
после вступления хора, ослепительно белый луч прорезывает тьму и
заполняет всю залу торжественным лучезарным сиянием; быстрые фигурации
фортепьяно в конце, эти взлеты и всплески музыки представляются мне
сопровождаемыми огненными вспышками и какими-то языками пламени.
Композитор хотел, чтобы весь воздух зала был пронизан светом, сверкал
каждый атом, а в кульминации должно быть так светло, чтобы «в глазах
было больно».
Выразительные возможности цвета широко используются в искусстве. Чувство цвета усиливает, обостряет наслаждение прекрасным.
Как знать, может, действительно в 3000 году и будет звучать Космическая
симфония определенной цветовой тональности, а к каждому стихотворению,
анализируя его звукобуквенный состав напишут их цветовое прочтение. И
вновь окажутся правы писатели-фантасты, считающие цвет и звук – основой
общения и мироощущения живых существ Вселенной. Ведь сказал же в 20 веке
наш известный поэт Андрей Вознесенский: «Мы видим звук». Может всем
пора не отрицать очевидное, а учиться его видеть?
Источник: из Интернета.
|