На 50-пфенниговой банкноте 1921 года – человек, попавший в кабалу к Люциферу
Регенсбургский собор (или собор Святого Петра) является местом последнего упокоения некоторых религиозных деятелей прошлого, таких, например, как епископ Георг Витман (1760-1833). Их изящные надгробия прекрасно уживаются под одной крышей с каменными изваяниями тех, с кем они вели непримиримую борьбу при жизни. И самыми известными «демоническими обитателями» этого католического храма, безусловно, являются черт и его бабка. Сегодня ни одна экскурсия по собору не обходится без осмотра этих небольших средневековых статуэток размером со свернувшуюся клубком кошку. Здесь регулярно проводятся специальные экскурсии под названием «К чертовой бабке».
[]
Современные путеводители по Регенсбургу рекомендуют при осмотре собора Святого Петра иметь при себе карманный фонарик. Иначе отыскать «окаменевшую» нечисть в густом полумраке храма будет непросто. Мало кто знает, что существуют еще и поистине уникальные монетные изображения упомянутых демонических созданий. Они помещены на металлических нотгельдах Регенсбурга номиналом 50 пфеннигов 1918 года.
Занятно, что чеканили нотгельды якобы исключительно для оплаты проезда в городских трамваях. На самом же деле при выпуске подобных цинковых токенов (заменителей монет) решались сразу две проблемы. Во-первых, улучшалась ситуация с разменной монетой в оскудневшей после войны городской казне. А во-вторых, параллельно так делали ненавязчивую, однако действенную рекламу местным достопримечательностям.
Уникальность таких нотгельдов не только в том, что подобных мотивов в нумизматике раз-два и обчелся, но и в том, что на них можно без труда разглядеть даже мелкие детали изображений. Ведь сами оригиналы уже давно выглядят весьма плачевно. Время не пощадило их жуткие образы. У черта на токене, например, одно крыло перепончатое, как у дракона, а другое орлиное. Вместо ног у него птичьи лапы с когтями. Тело покрыто чешуей. Заметно даже, что его слегка взъерошенные волосы зачесаны назад. Не иначе дело обстоит и с изображением чертовой бабушки. Последняя закутана в накидку с капюшоном. Язык высунут наружу, а тело заканчивается драконьим хвостом. Кроме того, хорошо видно, что обе фигуры сидят в своеобразных нишах под каменными балдахинами.
Никто не знает, с какой целью эти скульптуры были установлены в соборе. Поэтому судачат, что во время церковных служб демоны внимательно следят за молящимися. И если кто-нибудь слушает священника вполуха, а то и вовсе занят не тем делом, нечисть обязательно найдет возможность наказать провинившегося. Если верить легендам, на праздник Тела и Крови Христовых черту и его бабке позволяется взбираться на башни собора и глазеть на стекающиеся к церкви толпы верующих.
Кстати, есть интересное изображение нечистого и в украшении храма. Оно находится на крыше, в непосредственной близости от шпиля одной из башен, и выполнено в виде водостока. Сюжет этого изображения словно иллюстрирует еще одну легенду собора. Кто-то из его архитекторов был страстно влюблен в девицу, которая сначала отвечала ему взаимностью, а потом изменила. Узнав об этом, мастер проклял ее, вследствие чего изменница досталась нечистому, и тот унес ее на Лысую гору. Этот момент и увековечен в камне.
Рольф МАЙЗИНГЕР
|