А
знаете ли вы, что «Девушка с веслом», растиражированная по всем паркам
СССР, кроме названия не имеет ничего общего со знаменитым символом
советской эпохи – скульптурой И.Д. Шадра? Прототипом для безликих
гипсовых девушек была скульптура Ромуальда Иодко, она одета в купальник и
не столь фигуриста как обнаженная героиня Шадра.
Шадр свою
«девушку» создавал дважды, и оба варианта вызывали критику из-за
вызывающей сексуальности скульптуры. Поза «Девушки с веслом» И.Д. Шадра –
это поза богини-победительницы, прототипом возможно послужила Афина
Лемния работы Фидия, стоявшая на Афинском акрополе около 450 году до
н.э., которая опирается левой рукой на копье.
[] В первом варианте
(1935 год) сказывается влияние учителя Шадра –А. Майоля. Тяжелоногая
скульптура поражала объемом мышц и физиологизмом. Второй вариант
(1936-1941 годы – разрушена при бомбежке) более устроил общественность.
Прическа статуи стала более вольной и менее сексуальной, исчезли мужские
мускулы, девушка стала тоньше и романтичнее. Но от криминального для
середины 30-х годов эротизма не избавился и этот вариант. Чувственная
поза, не оправданная никаким духовным состоянием, была просто
суперэротичной. А, учитывая размеры с трехэтажный дом (12 м с
постаментом) и публичность (центральная аллея парка Горького), статуя в
те времена звучала как сексуальный вызов.
Поэтому все парки
страны заселили копии другой «девушки» – Иодко, похожие на манекены в
витрине магазина. Эта «Девушка с веслом» подчеркнуто зеркальна работе
Шадра – весло у нее в левой руке. Ну и конечно она одета в жуткий
«советский» купальник. Источник: http://znaeteli.ru/
|