Вы
никогда не задумывались над тем, что в некоторых странах люди кушают и
готовят пищу в отдельной посуде? Наиболее ярко такой обычай выражен у
евреев и мусульман. Зачем это делать? Израильская кухня отличается
кошерностью. На иврите слово «кошер» означает «нечто пригодное,
подходящее». Кошерным считается всё, что приведено в согласие с
религиозным законом иудеев. Этот закон был выведен давным-давно на
основании правил, содержащихся в Торе, и назван кашрутом. [] В
Израиле законы кашрута требуют от верующих полного разделения мясных и
молочных продуктов. Причем нужно разделять не только продукты в процессе
кулинарной обработки и при подаче на стол, но и всё, что используется
при приготовлении пищи и сервировке. То есть, у каждой хозяйки должна
быть обязательно отдельная посуда для молочной пищи и для мясной.
Дело в том, что правила кашрута стали постепенно у иудеев не просто
рекомендацией, а строго соблюдаемым законом. Интересно, что сегодня
многие кухни в Израиле оборудованы специфичным образом, который
позволяет отделять мясные продукты от молочных. В ортодоксальных
еврейских кухнях используется также отдельная посуда для этих видов
продуктов. Специальные сервизы, отличаются, как правило, формой и
цветом, хранятся в отдельных тумбочках, моются в отдельных раковинах и
даже сушатся отдельными полотенцами. В холодильниках набожных евреев
выделено отдельное место для мяса, и туда никогда не кладётся молоко или
молочные продукты. Есть даже отдельные горелки, которые служат для
приготовления, например, ягнятины, а отдельные - для приготовления
молочной каши. Самые обеспеченные евреи облегчают себе задачу и
оборудуют на территории своего дома две кухни: мясную и молочную.
У евреев также принято метить молочные тарелки, если для мясной и
молочной пищи используются тарелки с одинаковым рисунком. Чем это
объясняется?
Представим, что у евреев было бы принято метить
мясные тарелки. Также допустим, что хозяин дома забыл сделать метки на
своих мясных тарелках. В этом случае гость, поевший у него в доме и не
знавший, что он ест мясное, вернувшись домой, может съесть сыр, не
дождавшись положенного времени между мясной и молочной трапезами, то
есть 6 часов. Поэтому принято делать метки именно на молочных тарелках,
чтобы чья-то забывчивость не привела человека к греху, потому что
употреблять молочное после мяса нельзя, а мясное после молочного -
можно.
Что касается обычаев мусульман, то у них необходимо
иметь отдельную посуду, от посуды неверных, в которой они содержат свою
еду, вино и тому подобное. А если у них нет возможности сделать это, то
повару мусульманину следует непременно мыть посуду, которую используют
неверные и лишь после этого класть туда пищу. В священных писаниях
сказано, что когда хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушани пришел к пророку и
спросил его о том, можно ли есть из посуды многобожников, тот ответил
ему: «Что касается твоего упоминания о людях Писания, то если вы сможете
найти что-то другое, не пользуйтесь их посудой, а если не сможете, то
мойте их посуду и кушайте из нее». Именно этого придерживаются, и по сей
день, все мусульмане.
Очень любили использовать отдельную
посуду и древние греки. Они изготавливали посуду отдельно для каждого
продукта, и каждому изделию давали интересное название. Например, у
древних греков существовало множество видов кувшинов: Гидрия –
кувшин для воды, но его еще использовали как сосуд для хранения пепла
усопших и для жеребьевки на голосованиях. Особенность гидрии – три
ручки. Канфар – это чаша для питья с двумя ручками. Он использовался
для религиозных обрядов, и считалось, что из канфаров пили боги. А вот
простые люди использовали для этих целей килик. Кратер – сосуд, в котором смешивали вино с водой, а киаф использовали как черпак для разбавленного вина. Ойнохоя – кувшин яйцевидной формы с тремя носиками, из него наливали воду или вино одновременно в 3 чаши. Лекиф
- сосуд для оливкового масла, благовоний. Использовался также как
погребальный дар. Лекиф имеет форму вазы на ножке и очень узкое
горлышко.
Интересно, что античные мастера создали даже особый
вид керамики, так называемые «рыбные блюда», на которых подавалась на
стол жареная рыба. Это плоские, слегка наклонные, утолщающиеся к
середине блюда с почти сферическим, чашечным углублением в центре для
соуса, часто окаймленные желобком. В углубление стекало масло, в котором
жарилась рыба.
Особенно наглядно традиции использования
отдельной посуды сегодня проявляются в национальных кухнях. У каждого
народа есть своя особенная посуда, которая используется только для
приготовления или подачи на стол определенных продуктов. Так, суши и
роллы в Японии подаются только на деревянной подставке, узбеки пьют чай
исключительно из пиал, а китайская посуда для чайной церемонии включает в
себя множество предметов, каждый из которых имеет свое уникальное
название и предназначение – чайник для чая, чаша справедливости,
ситечко, чашка для чая, чайная доска, чашка для аромата, подставка для
пары и так далее…
Не смотря на то, что современному человеку
кажется, что ему все равно из какой посуды есть, и в нашей культуре
обычай разделения посуды уже давно не соблюдается, - это не так.
Достаточно посмотреть на привычные обеденные сервизы, в которых для
каждого блюда есть своя отдельная посуда. Заметим, что состав столовых
приборов не изменялся веками, и нам с вами не приходит в голову
накладывать рис в суповую кастрюлю или запихивать мясо в соусник.
Конечно, наличие отдельной посуды для разного вида блюд в большей
степени продиктовано этикетом, но кто знает, не содержит ли это иного,
более глубокого смысла, нежели мы сейчас можем себе вообразить?
Есть смысл спросить у вегетарианцев, станут ли они есть из посуды, где
недавно лежало мясо? Сто процентов из ста, что ответ будет
отрицательным. Люди, на сто процентов очистившие свою энергетику от
токсинов, содержащихся в плоти убитых животных, ни при каких условиях не
согласятся использовать такую посуду без предварительного очищения
водой, потому что их организм очень чувствительно относится к тяжелой
энергетике мясной пищи. Не говоря уж о сыроедах, которые не могут
выносить даже запах и вид приготовленных мясных блюд.
Фэн-шуй
считает, что биополем обладают не только живые существа, но также и
пища. Биополе это энергия. Второй закон термодинамики гласит: «энергия
ниоткуда не берется и никуда не исчезает, она лишь превращается из одной
формы в другую». Организм человека тоже обладает этой энергией,
называемой биополем. Получает он данную энергию вместе с пищей.
Биополе неоднородно и обладает множеством «оттенков». Об этих оттенках
часто говорят экстрасенсы, когда диагностируют ауру человека и
определяют ее цветовую гамму.
Аура пищи тоже неодинакова. Одни
продукты обладают сильной положительной энергетикой, другие имеют более
слабое биополе, третьи не имеют его вообще, а энергетика четвертых –
резко отрицательная.
После того, как пища съедена, посуда еще
некоторое время хранит энергетический отпечаток того, что в ней лежало.
Китайская традиция считает, что каждая пища потому и должна подаваться в
всегда в отдельной посуде, чтобы не происходило смешения дурных и
положительных энергий.
Того же самого закона придерживается и
ведическая традиция питания, разделяющая всю пищу на три вида:
саттвическую, раджасическую и тамасическую. Смешивать эти три вида пищи
не рекомендуется, а также готовить, подавать и хранить ее необходимо в
отдельной посуде.
Возможно, информация приведенная в этой
статье, заставит призадуматься тех, кто спокойно хранит, готовит и ест
мясную, молочную, хлебобулочную и зерновую продукцию в одной и той же
посуде. Кому-то, может, захочется попробовать чистой энергетики тех или
иных продуктов, а кто-то с радостью побежит в посудный магазин
приобретать новые предметы сервировки. Удачи всем, и помните, испокон
веков обилие и разнообразие кухонной и сервировочной посуды считалось
признаком богатства, процветания и аристократизма.
Источник: http://www.auradoma.ru/
|