Повсеместно разлитой опасности была
«противопоставлена повсеместность солнечного света; при этом была
подчеркнута закономерность неизбежного прихода солнца в новый день
вместе с утренней зарей» (Б.А. Рыбаков) []
С другой стороны, изображенная картина мира — от конька до порога и
до ворот — делала дом мирокосмом, отражением макрокосма, вписывала его в
мир, должна была обеспечить лад, согласие с миром, а следовательно, и
благополучие. Таким образом, домовая резьба изначально несла двойную
функцию — защитную и обеспечивающую благополучие, и лишь затем, с
некоторой секуляризацией мировоззрения, появилась эстетическая функция,
резьба например могла подражать городской лепнине, или, в более ранних
образцах, белокаменной резьбе храмов, или, если речь идет о Поволжье —
корабельной резьбе. Однако, если мы внимательно посмотрим на корабельную
и белокаменную резьбу, то в ней также заложен сакральный смысл,
используются сакральные символы и сюжеты, общие для разных культур.
Рыбаков в ствих работах выстраивает цепь преемственности сакральной
символики, используемой в защитно-заклинательных целях, от каменного
века до этнографических данных. Есть специалисты, которые не согласны с
эти подходом, считая. что нельзя выстраивать столь прямую линию. Однако,
с нашей точки зрения, нельзя отрицать устойчивое использование
определенной символов на протяжении практически всей истории
человечества, при этом, конечно изменялись оттенки смысла, менялась
область использования. О наличие защитной орнаментации домов и предметов
быта говорят материалы раскопок Трипольской культуры. Фрагменты домовой
резьбы были обнаружены и при раскопках древнего Киева, и Великого
Новгорода. Исторические источники говорят о бытовании резьбы на Руси. К
сожалению, дерево — не слишком долговечный материал, поэтому
действительно сложно выстроить непрерывную материальную цепочку между
материалами раскопок, средними веками и основной массой этнографических
образцов, относящихся большей частью к 19 и 20 векам и испытавших
влияние городской культуры.
На наиболее старых образцах мы можем обнаружить практически всю
традиционную картину мира, более современные образцы тяготеют к большей
орнаментальности, однако и в них оказываются включенными сакральные
символы.
Традиционная картина мира отличается от уже привычной нам научной
картины мира. В общем и целом в ней мир делится на верхний мир — мир
неба, средний мир — поверхность земли и нижний — подземный — мир. Однако
в некоторых культурах представление о подземном мире может
отсутствовать. В центре мира находится мировое древо, корни которого
уходят в подземный мир, а крона — в верхний, оно осуществляет связь
между мирами. Днем солнце двигается по небу над землей, а ночью — под
землей по подземной реке (морю), или его соответственно проглатывает и
изрыгает ящер. В верхнем мире также расположены «хляби небесные» —
верхние, небесные воды, которые изливаются дождем, приносящим урожай.
Бытовало также представление о том, что с неба падает не только дождь,
но и дичь. Хозяйками неба в разное время были две небесные оленихи
(лосихи), полуженщины — полуоленихи, две женщины с оленьими рогами.
Только позже появляются мужские божества
Б.А. Рыбаков: «Геоцентрические представления о дневном пути солнца по
небу на конях (или на лебедях) и о ночном пути по подземному океану на
водоплавающих птицах возникли, как можно думать, еще в бронзовом веке,
когда на сосудах для умерших, ушедших в подземный, ночной мир, внизу на
днище изображалось ночное, подземное солнце»
Эти символы и сюжеты, при всем разнообразии домовой резьбы, даже уже
не осознаваемые носителями культуры, можно до сих пор встретить не
только в деревнях, но и в частном секторе городов. Стиль исполнения
может быть совершенно разным, а может, наоборот — похожим, поскольку
часто домовю резьбу выполняли «бригады» мастеров, живущих отхожим
промыслом.
Из сохранившихся элементов домовой резьбы чаще всего привлекают
внимание и сохраняются именно наличники, хотя при фотофиксации, конечно
же, необходимо обращать внимание на весь комплекс домовой резьбы,
включая ворота.
Делать выводы о географической привязке теъ или иных сюжетов и
символов (кроме характерной для Поволжья корабельной резьбы) достаточно
сложно в силу ряда обстоятельств, однако, с нашей точки зрения,
пристального внимания заслуживает теория Б.А. Рыбакова о мерянском, и
шире — финно-угорском влиянии на изображение на наличниках определенных
сюжетов.
Рыбаков достаточно условно делит наличники на три группы — в первую
(обозначим ее как «солярную» входят наличники с преобладанием солнечных
знаков, продолжающие ту же защитную систему, которая применялась и для
дома в целом.
Двум другим он уделяет более пристальное внимание, связывая
определенные типы наличников с историей освоения славянскими племенами
новых для них территорий и контактами с финно-уграми.
Группа наличников, которую можно условно обозначить как «аграрную» —
«композиция с двумя рожаницами», типичные образцы — из Ярославского
Поволжья. Особенностью композиции Рыбаков считает наличие полукруга или
двускатного покрытия в середине верхнего карниза и двух фигур по
сторонам полукруга. Внутри полукруга-небосвода — лучистое восходящее
солнце. Над солнцем по дуге изображались «хляби небесные» в виде
волнистых или зигзаговых линий. Солнце могло быть изображено в виде
круга с четырьмя крестообразно расположенными внутри круга
кринами-ростками. По обеим сторонам «небосвода» размещались две
стилизованных женских фигуры с символами растительного плодородия.
Женская фигура может быть как четко читаема, так и сильно стилизована,
переходить в растительный орнамент, при этом она как бы беременна
ростком или внутири большой фигуры помещается меньшая. Рыбаков считает,
что это — две рожаницы, две архаичные богини плодовитости и плодородия.
Третья группа наличников — условно назовем «Царевна Лягушка — повелительница зверей».
Вот как описывает Рыбаков третью группу наличников: эта «группа
композиций на наличниках отличается от предыдущих, во-первых,
отсутствием небосвода (карниз ровный, горизонтальный), во-вторых,
отсутствием связанных с небосводом «хлябей небесных», а в-третьих —
наличием только одной центральной фигуры, иногда подобной рожаницам
предыдущей группы, а иногда и резко отличной, и, в-четвертых — наличием
различных зверей по сторонам средней фигуры. Идея такой композиции
совершенно иная, чем в предыдущей группе. Там явно ощущалось стремление
передать земледельческую картину мира с её водными небесами, движущимся
солнцем и двумя рожаницами, щедро оснащенными только аграрными
символами. Здесь же больше звериного элемента, не всегда показаны
растительные символы плодородия, и центральная фигура чаще похожа на
архаичную «владычицу зверей», чем на женское земледельческое божество.»
Как пишет Рыбаков, композиция с небосводом, «хлябями небесными» и
двумя рожаницами, встречена преимущественно на Волге в Ярославской и
Костромской областях до Кинешмы включительно. Композиция с одной фигурой
и зверями наблюдается преимущественно в более южных областях
(Ивановской, Владимирской), но частично проникает и в костромское
течение Волги.
Согласно историческим и археологическим данным, в междуречье Волги и
Клязьмы, происходило соприкосновение и слияние — славян и финно-угров
мерян. Со встречей меря и славян Рыбаков свяызвает сказку о Царевне
Лягушке, Василисе прекрасной, повелительнице зверей. Славяне на Волге
представлены новгородскими словенами, мерянский элемент тяготел к
Клязьме, где славянская колонизация велась кривичами.
Наличники с небосводом, «хлябями небесными» и двумя рожаницами,
особенно часто встречающиеся на избах Ярославской области Рыбаков
связывает с новгородской словенской колонизацией, ссылаясь на то, что в
средневековом Новгороде существовали сложные композиции с изображением
волнистых «хлябей небесных» и движущегося по небосводу солнца путем
показа трех его позиций тоже была известна.
Другая система заклинательного узора над окнами с одной богиней,
окруженной зверями, распространена там, где в X—XII вв. проживали
мерянские племена, творцы особого зооморфного стиля украшений, на
которых, кроме центральной человеческой фигуры, изображались различные
животные и птицы: кони, быки, олени, петухи, гуси, утки. Как пишет
Рыбаков, географически область наличников XIX в. со зверями и с
центральной женской фигурой в композиции совпадает довольно точно с
областью распространения древних зооморфных подвесок с лягушачьими
лапками, и, . по всей вероятности, эта мерянская область сохранила
многие черты местного финно-угорского мировоззрения. Однако, как считает
Рыбаков, в «обоих случаях охрана окна от упырей и навий возлагалась на
изображение мира: русский, земледельческий, вариант представлен объемным
трехмерным пространством небес, а мерянский вариант — более
плоскостным, свойственным охотничьим воззрениям, образом земли,
населенной зверями и птицами. Вполне естественно, что со временем в эту
архаичную картину проникли чисто земледельческие славянские символы
плодородия в виде распускающейся почки, ростка.»
От себя добавим, что на некоторых наличниках, находящихся в районах
финно-угрского влияния, можно обнаружить не только изображения
лягушачьих лапок, но и силуэты собственно лягушек… Кроме того,
попадались парные изображения ужей-господариков, которые также были
связаны с водой и защитой дома.
Невозможно сейчас привести исчерпывающю классификацию наличников по
символике и сюжетам. Вся домовая резьба требует фотофиксации, чтобы быть
сохраненной хотя бы в изображениях, очень желательна маскимально точная
географическая привязка. К сожалению, наличники и резьба, особенно
старая, это уходящая натура, во многом не слишком хорошо изученная и
зафиксированная.
Устойчивые образы, символы и сюжеты мы можем найти в домовой резьбе,
на прялках, посуде, орудиях труда, в вышивке и росписи. Данный список
отнюдь не исчерпывающий, значение многих символов можно более или менее
точно прочесть только в контексте.
Символы
Ромб с точками — Знак засеянного поля. Знак плодородия
Ромб, заштрихованный прямоугольник — Обозначение земли
Точки — семя, «запятые» — прорастающее семя.
Лучи в кругу, круги, кресты — Солярные знаки, восходящее или заходящее
солнце может быть показано полукругом, бег солнца — сикривленные линии
внутри круга или волюты.
Шестилепестковый знак в кругу — Громовый знак
Кресты — Огненные знаки
Большой круг, заполненный орнаментом — Обозначение неба, белого света — в основном на прялках
Волнистые линии — Знаки вод (земных и хлябей небесных), дождь. Вода —
символика небесного плодородия, урожая, и пути «на тот свет», рубежа
между мирами
Дерево, «елочка» — Знак мирового древа
Конь — символ солнца, перевозчик солнца по дневному небу
Утка — перевозчик солнца ночью
Женская фигура — женское божество, может присутствовать в сюжетах
прихода весны, материнства, на предметах женских занятий, на наличниках —
охранительница и тд.
Рогатая женщина — богиня- рожаница, трансформированный образ небесной оленихи — подательницы благ
Птица — огненно-солярная символика, может быть также перевозчиком или символом души, пара птиц — в том числе — символ брака
Очень стилизованная антропоморфная фигура в домовой резьбе — Духи — хранители дома, духи предков
Олень — небесная богиня- олениха, подательница благ
Медведь — древнейший объект поклонения, отождествлялся с Велесом
(«скотий бог») — подателем богатства и благополучия, позже — хозяин
леса.
Знак змеи, имеет отношение к воде
Солнечные символы — наряду с собственно солярными знаками — например, по Рыбакову, птица с распростертыми крыльями) — полдень.
Дом с резьбой. Общий Вид. На полотенцах видны громовые знаки, знаки
солнца, земли, дождя. На крыше — конек — конь. На очелье — резьба,
изображающая воду. (Новгородская губерния, музей Витославлицы).
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
http://gifakt.ru/
|