ВАШ РЕБЕНОК САНГВИНИК,ХОЛЕРИК,ФЛЕГМАТИК ИЛИ МЕЛАНХОЛИК?
Индивидуальные особенности нервной системы обнаруживаются при
внимательном наблюдении за поведением ребенка. Именно особенностями
нервной системы объясняется и сила эмоций ребенка, и то, как он
переходит от сна к бодрствованию, каков он в общение с другими детьми,
устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих) и т. д.
Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его
индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности
одни черты характера легче формировать, другие – труднее. Требования
взрослого для одного могут быть посильными, а для другого –
непосильными. А непосильные требования вызывают упрямство, ведут к
конфликту. Рассмотрим четыре типа высшей нервной деятельности или
темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми.
[]
1.Возбудимый ребенок (холерик)
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения,
поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень
подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам
настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке -
реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа
и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое
решение в последнюю минуту с точностью до «наоборот», любит риск,
приключения.
Бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Легко переходит
от состояния веселья к грусти. Засыпает беспокойно, долго ворочается,
быстро просыпается. Вспыльчив, шумлив, говорит громко. Подвижен.
Активен. Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать
свои желания, становится виновником конфликтов. Поскольку у таких детей
возбуждение сильнее торможения, рекомендуется:
исключить из обстановки все, что возбуждает (громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми, большие компании);
соблюдать установленный режим;
укреплять процессы торможения спокойными играми и занятиями
Для этого хороши:
игры с внезапной остановкой «стоп»;
занятия с конструктором, крупный и мелкий строительный материал, когда
вы советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все
таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;
занятия с картинками, лото;
рисование, лепка, аппликация.
Ошибки родителей:
Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за
собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.
Рекомендации:
Разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо,
спокойно.Тон взрослого при этом должен быть требовательным, без лишних
уговоров. Не злоупотребляйте просмотром телевизора. Очень важно замечать
и поощрять всякое проявление сдержанности «Как хорошо ты сегодня играл –
тихо, спокойно.» Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется
делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво»,
«Ты огорчил нас» и т. д. Самое главное, чтобы вы, родители, всегда
помнили: он не виноват в том, что родился «нервным ребенком».
2. Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик)
О нем обычно говорят – впечатлителен. В отличие от легко возбудимых - у
этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это
вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он
нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо
знает. Такой ребенок тих, редко смеется, шумные дети его утомляют.
Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его
привязанности, привычки. Долго помнит обиды, глубоко их переживает.
Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток. Он остро реагирует на
все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону,
с которым к нему обращаются.
Ошибки родителей:
Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.
Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности,
воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и
развивают комплекс неполноценности.
Рекомендации:
В общении с такими детьми рекомендуется постепенно приучать их к играм
вдвоем (впоследствие увеличивать количество играющих), приглашая
спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре. Надо
стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не
сосредотачивался бы на своих переживаниях.
Важно приобщать его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает
его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть
робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него
уверенность, что он все может, что у него все хорошо получится. Говорить
с ним необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность со
взрослыми, а затем и с детьми.
3. Медлительный ребенок (флегматик)
Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и
обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с
несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит
покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и
выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду.
Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами
отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими
делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку
или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный
распорядок дня.
Ошибки родителей:
- не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;
- не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;
- не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами;
- наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.
Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за
медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед
действием и развиться ощущение своей неполноценности.
Рекомендации:
Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не
торопить его, лишний раз не упрекать: «Опять последним одевался» и т. д.
Он от этого еще больше затормаживается. Окрики рождают неуверенность.
Так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна
гимнастика, спорт. Очень важно сделать все, чтобы не развилась лень.
Постарайтесь сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом,
чтобы они не подавляли его инициативу. Замечая проявления активности и
инициативы, важно похвалить за это. Полезно для развития активности в
деятельность ребенка вносить элементы соревнования: «Кто скорее?»,
заинтересовать, ускорить темп привлекательной для него перспективой.
Например: «быстрее оденешься – не опоздаем в цирк и т. д.»
4. Спокойный ребенок (сангвиник)
Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это
ребенок-солнце. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен,
умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление
решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко
сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных
ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.
Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно
требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они
есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в
компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» - обычно
отвечают: «Со всеми».
Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им
надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются
поскорее избавиться от нее.
С таким ребенком родителям легко. Быстро засыпает и легко просыпается.
Умеет в играх и подчиняться, и руководить. Дружелюбен. Любознателен.
Задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки.
Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но
не доводит начатое до конца. Одинаково переходит от спокойных игр к
подвижным. Помните, что он легко попадает под влияние, как
положительное, так и отрицательное. Быстро устает от однообразных
действий.
Ошибки родителей:
Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный
материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок
поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его
внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может
скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей.
Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к
мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в
работе.
Рекомендации:
Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например:
сложить одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же
переделать. Контроль за его поступками, действиями должен быть
систематический, требования – строгие и постоянные.
Психологи утверждают, что индивидуальный подход на основе учета
особенностей ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и
сформировать положительные качества личности ребенка. Тип темперамента –
основа будущего характера, а характер – это устойчивые особенности
личности, которые проявляются в поступках.
Источник: http://rodonews.ru
|