Главная » 2013»Июнь»27 » Формирование правильной осанки у детей школьного и дошкольного возраста
21:26
Формирование правильной осанки у детей школьного и дошкольного возраста
В предыдущей
статье «Нарушение осанки у детей школьного и дошкольного возраста.» мы с
вами изучили, что такое осанка, какие причины приводят к нарушению
осанки и какими могут быть плачевные последствия, если не следить за
осанкой своего ребенка. Теперь Дом советов предлагает поговорить о том,
как же правильно сформировать осанку ребенка, как с ним нужно заниматься
и какой образ жизни должен вести ваш ребенок. Ведь все привычки наши во
взрослой жизни, имеют глубокие корни из нашего детства – то, как мы
сидим, стоим, носим тяжести, на чем спим и т.д.
Что влияет на формирование правильной осанки? [] На
формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда.
Родители, а также сотрудники дошкольных и школьных учреждений, обязаны
контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе.
Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной
осанки: правильное питание; свежий воздух; хорошая освещенность в комнате; правильно подобранная мебель по росту ребенка; перенос тяжестей; правильная поза при сидении; двигательная активность.
Теперь рассмотрим это все подробно.
Правильное
питание. Растущий организм должен получать свою дозу полезных веществ –
витаминов и минералов. В меню должно обязательно присутствовать мясо
(правда жареную отбивную лучше заменить вареной, тушеной или запеченной в
духовом шкафу курятиной и телятиной), кисломолочные продукты, фрукты,
овощи. И, конечно же, свести к минимуму потребление колбас и сосисок (а
лучше вообще без них обойтись), жареного и жирного, чипсов и прочей
гадости. Насколько правильным будет питание, настолько правильно будут
развиваться мышцы и кости.
Образ жизни. В этом пункте мы,
пожалуй, совместим свежий воздух и двигательную активность. У ребенка
должны быть обязательно активные игры на воздухе. В школе он сидит
полдня за партой, домой приходит делать уроки – опять сидя, а потом
телевизор или компьютер. Так ребенок физически не будет развиваться,
единственное, что он может получить от такого образа жизни – ожирение,
нарушение осанки и плоскостопие. Поэтому, ребенку лучше ходить на спорт,
на танцы, на плавание и просто носиться на игровых площадках по горкам,
по турникам и т.д.
Детская комната.
Во-первых,
в комнате должно быть хорошее освещение. Письменный стол должен
дополнительно освещаться настольной лампой, чтобы избежать тени, при
которой ребенок может сутулиться, чтобы ему было лучше видно. Во-вторых,
правильная мебель. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя
ребенка, когда он стоит с опущенными руками. Еще существуют специальные
парты, корректирующие осанку школьника, вот так они выглядят:
Высота
стула в норме должна быть равной с высотой голени. Если ноги не достают
до пола, то можно поставить подставку под ноги, чтобы ноги, согнутые в
тазобедренном и коленном суставе, образовывали прямой угол. Садиться
надо так, чтобы спина опиралась на спинку стула, а между туловищем и
столом могла пройти ладонь ребром, голова слегка наклонена вперед.
Нельзя садиться с подогнутыми под себя ногами, т.к. это приводит не
только к искривлению, но и застою кровообращения.
Стул должен
быть ортопедическим – повторять изгибы тела. Те, кому не под силу
покупать специальную мебель, могут в дополнение ровному стулу
использовать обычный тряпичный валик под спину в поясничном отделе.
Детская кровать должна быть ровной и твердой. Очень хорошо
сочетает в себе эти качества ортопедический матрац. Ребенок ни в коем
случае не должен спать на мягком матраце, на пуховой перине. Это
приводит к неправильным изгибам позвоночника во время сна. Также, мягкая
постель приводит к согреванию межпозвоночных дисков, что в свою очередь
приводит к нарушению терморегуляции. А благодаря ортопедическому
матрацу, происходит равномерное распределение массы тела, максимальному
расслаблению мышц после вертикального положения тела за целый день.
Подушка должна быть плоской и находиться только под головой, но не под
плечами.
Перенос тяжестей. Первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться
детям – это школьные ранцы, напичканные учебниками. В идеале, вес,
который можно поднимать ребенку, составляет 10% от массы его тела.
Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в
школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной
массы, дети получают искривление позвоночника. Школьный ранец должен
обладать следующими обязательными характеристиками: спинка у ранца
должна быть твердой и ровной (так вы обеспечите правильную осанку
школьнику), ширина ранца не должна быть шире плеч, ранец не должен
свисать ниже пояса, ремни должны быть широкими и мягкими с регулируемой
длиной. Не разрешать носить тяжелые сумки на одном плече, что особо
любят девочки, подражая старшеклассницам и желая быть модными. Так
искривление позвоночника просто обеспечено.
Привычку правильно переносить тяжести человек должен
выработать с детства. Все знают, что неправильно наклониться, взять
тяжесть и поднять, это очень большая нагрузка на позвоночник, но, тем не
менее, все так делают. Так давайте хотя бы наших детей приучим
правильно поднимать тяжести – присел с ровной спиной – взял – прижал к
груди - поднялся – отнес.
Комплекс упражнений, для выработки правильной осанки.
Правильное положение тела входит в привычку посредством
постоянного и многократного его повторения. Поэтому, деткам уже с 4-х
летнего возраста необходимо включить в его обычный образ жизни
каждодневную гимнастику:
Перед зеркалом: ребенок то нарушает, то исправляет осанку, тренируя таким образом мышцы. Возле
стены (двери). Прислоняется к стене пятью точками (пятки, икры,
ягодицы, лопатки, затылок) и делает разные движения – приседания,
отведение рук и ног в стороны, напрягая мышцы по 3-6 секунд. С
предметами на голове. Положить на темень ближе ко лбу любой предмет
(книжки, подушечки, кубики) и сделать с этим предметом несколько
упражнений – походить, поприседать, походить на носках и на коленках,
разводить руки в стороны, и при этом постоянно необходимо удерживать
предмет на голове. Таким образом хорошо вырабатывается рефлекс
правильной осанки, напрягаются и расслабляются разные группы мышц. Упражнения на равновесие. Стойка на одной ноге, ходьба по бревну.
Эти
все упражнения способствуют развитию мышц шеи и спины, выработке
правильному положению тела. Также к этой гимнастике необходимо добавить
упражнения на профилактику плоскостопия, т.к. оно может привести к
нарушению опорной функции ног, что повлечет за собой изменение положения
позвоночника.
Соблюдая все эти правила, вы сможете выработать
привычку правильной осанки у своего ребенка. Да, за этим всем следить
сложно, на это все уходит время. Но зато ребенок вырастет здоровым. Так
что, родители, терпения вам, и еще раз терпения! Повторять фразу «Сядь
ровно!» вам придется очень и очень часто.