Гега́рд (иногда, Геха́рд) буквально переводится как “копьё”, также используется старое имя Айриванк (“пещерный монастырь”) — это монастырский комплекс в Котайкской области, Армения. Размещен около реки Гохт (правой составляющей реки Азат), приблизительно в 40 км на юго-восток от Еревана
[]
.
Полное имя — Гегардава́нк, если перевести дословно — «Монастырь копья». Имя монастырский комплекс получил от копья Лонгина, которым было пронзено тело Иисуса Христа, и, как утверждают, привезено в Армению апостолом Фаддеем среди множества других реликвий. В наше время копьё находится в музее Эчмиадзина. Здания монастыря являются сложными сооружениями, которые состоят как из обычных для нас строений, так и из помещений, которые были выдолблены глубоко внутри скалы. На территории монастыря имеются многочисленные вырезанные хачкары — традиционные армянские памятные стелы, с крестами, сделанные из камня. Большинство людей, которые приезжают в Гегард, одновременно посещают храм в Гарни́ (архитектурно он схож с Парфеноном), расположенным ниже по реке Азат.
Монастырь основан в IV столетии, возле священного родника, берущего своё начало в пещере. Вследствие этого изначально он получил имя Айрива́нк, что значит – “Пещерный монастырь”. В соответствии с преданием, основал монастырь святой Григорий Просветитель.
Но первый монастырь в IX столетии был уничтожен арабами. Из ранних строений Айриванка ничему не было суждено уцелеть. Согласно армянским историкам IV, VIII и X столетий, монастырь включал в себя кроме религиозных строений хорошо оснащённые служебные и жилые строения. Но в 923 году Айриванк серьёзно пострадал после нападения Насра, вице-регента арабского халифа в Армении, который разграбил все ценности, в том числе и уникальные рукописи, и сжёг величавые монастырские сооружения
.
Главная часовня построена в 1215-м году под покровительством братьев Иване и Закаре Закарянов, военачальников грузинской царицы Тамары, среди заслуг которой отвоевание большей части Армении у турок. Притвор (гавит), частично стоит свободно, частично вырезан в скале. Он был возведён до 1225 года, а церкви, вырубленные в скалах, принадлежат к более поздней постройке, ближе к середине XIII столетия.
Вскоре монастырь приобрёл князь Прош Хахбакян, наместник Закарянов и основатель Княжества Прошьянов. И за краткий период Прошьяны соорудили пещерные сооружения, которые со временем принёсли Гегарду вполне заслуженную славу — это и вторая пещерная церковь, и родовая гробница, жаматун Рузакан и Папак, зал для обучения и собраний (правда, он обвалился в середине XX века), а также бесчисленные кельи. Помещение, находящееся в северо-восточной части притвора, в 1283 году стала гробницей для князя Проша Хахбакяна. Рядом была высечена пещера с гербом Прошьянов — орлом, держащим в своих когтях небольшого ягнёнка. Ступени на западе притвора идут к погребальной комнате, которая была высечена в 1288 году для Папака Прошьяна и жены князя Рузакан. В 1200-х годах на средства Прошьянов в монастырском комплексе были построены системы водоснабжения. В то время Гегард также был известен как “Монастырь сорока алтарей” и “Монастырь семи церквей”. Со всех четырёх сторон монастырь окружен скалами, пещерами и хачкарами. Долгое время монастырь не функционировал по своему прямому назначению, главная церковь использовалась как прибежище от карапапахских кочевников до тех пор, пока несколько монахов из Эчмиадзина не привели его в порядок после присоединения территории к Российской империи. Спустя столетия и до наших дней функционирующие церкви монастырского комплекса являются предметом паломничества и одной из основных туристических жемчужин Армении.
Знаменит Гегард также и реликвиями, которые хранятся или хранились в монастыре. Пожалуй, самая важная из этих реликвий — копьё, которым, согласно легендам, сотник Лонгин проткнул тело Христа на кресте. Бытует мнение, что копьё привез апостол Фаддей, отчего собственно и произошло название монастырского комплекса, которое используют и сегодня — Гегардаванк, впервые оно было записано в 1250-м году. Это сделало монастырь прославленным и популярным местом для паломничества армян на многие столетия. Благочестивые посетители на протяжении последующих веков дарили монастырю землю, деньги, рукописи и другие ценности, в том числе в XII столетии были подарены реликвии апостолов Иоанна и Андрея.
В одной из келий в XIII веке жил Мхитар Айриванеци — известный армянский историк. Кроме известного копья, в Гегарде ни одно произведение прикладного искусства не уцелело. На конце рукояти копья имеется ромбовидная пластина, где вырезан греческий крест, с расширенными концами. В 1687 году для копья, которое сейчас хранится в сокровищнице Эчмиадзина, изготовили оклад из серебра, покрытый сверху позолотой, и который является характерным изделием ручной работы для Армении XVII в.
http://www.volshebnaya-planeta.ru/
|