В последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются
с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки
представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного
возраста отличаются подвижностью, непосредственностью и
эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушивать
взрослого и выполнять его указания.
Какие они — гиперактивные дети? []
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они
находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а
ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а
хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца.
Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Родители жалуются на то, что ребенок не даёт им покоя — постоянно
вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а
чтобы добиться его послушания, приходится повышать голос, но замечания и
наказания не приносят результатов. К негативным методам воздействия
(крик, одергивание, наказания) гиперактивные дети не восприимчивы.
Напротив, повышенный тон, физические наказания, постоянное внимание к
отрицательным поступкам ребенка при недостаточном внимании к
положительным провоцируют усиление проявлений гиперактивности и
закрепление негативных форм поведения.
Во время коллективных
занятий такие дети часто вскакивают с места, перебивают преподавателя,
не понимают, чего от них хочет воспитатель или учитель, не могут
выполнить задание до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше
всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим
детям и бывает, что попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство,
эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим
и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском
коллективе.
Гиперактивное поведение начинает проявляться в
большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового
возраста, но уже в раннем детстве такие дети отличаются от своих
сверстников. Некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять
черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость,
импульсивность, эмоциональность и болтливость. Наиболее сложный
период в жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу.
Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми,
проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый
«дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить
внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять
инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
В
результате исследований было выявлено, что проблемы связаные с
обучением и воспитанием гиперактивных детей, являются результатом
изменённой биохимической активности мозговых структур («хочет,
старается, но не может!»).
Как помочь ребенку?
Проконсультироваться у невролога для постановки точного диагноза,
поскольку «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) может
стать в дальнейшем причиной школьной неуспеваемости, неадекватного
поведения.Детям 5-10 лет рекомендовано сопровождение нейропсихолога —
специалиста, диагностирующего дефицит развития и выстраивающего
коррекционную работу . Это немедикаментозная поддержка детей с
гиперактивностью и другими затруднениями.Если отношения в семье серьёзно
напряжены — рекомендована работа с психологом. Совместные
детско-родительские занятия помогут понять своего ребенка, и улучшить
взаимоотношения.Родитель может научить ребёнка контролировать своё
поведение, используя четкие и понятные правила, эмоционально-нейтральный
тон, терпение и понимание.Гиперактивный ребенок, растущий, обучающийся и
воспитывающийся в благоприятной среде, вовремя получивший помощь
специалистов, вырастает трудолюбивым, неутомимым, активным,
целеустремлённым. Повышенная двигательная активность исчезает, сменяясь
целенаправленностью. Такие люди уживчивы и коммуникабельны, хотя
некоторые скомпенсированные признаки гиперактивности у них можно
заметить и во взрослом возрасте.
А сейчас необходимо помочь
гиперактивному ребенку овладеть собственным поведением, чтобы при этом
он не потерял свою инициативность, любознательность, творческий подход к
делу и уверенность в себе. Памятка для родителей: ребенок
неусидчивый, суетливый, делает много хаотичных движений; чрезмерно
медлительный; ему необходимо дублирование инструкций более трех раз;
есть речевые проблемы; неловкость, неуклюжесть, угловатость;
неустойчивый эмоциональный фон, частая смена настроения; есть жалобы
родителей, учителей на поведение ребенка в коллективе и дома; есть
проблемы с обучением и леворукость. Если у ребенка отмечаются 4-5 и более признаков, его необходимо проконсультировать у нейропсихолога.
Источник: http://www.wslon.ru
|