Согласно современным представлениям, Гостомысл – предводитель Новгородских Славян (Старейшина). В списках новгородских посадников Гостомысл значится первым – «первый Гостомысл».
[]
Больше всего сведений о Гостомысле имелось в Иоакимовской летописи, дошедшей до нашего времени в изложении В. Н. Татищева. В ней говорится, что Гостомысл происходил из древнего княжеского Славянского Рода, восходившего к легендарным предводителям Славян – Славену, Вандалу и Владимиру. Отцом Гостомысла был Буривой, воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий Град и обложили тяжкой данью Славян, Русь, Чудь. Жители великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего «бысть тишина по всей земли». Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего сына Выбора.
В дошедших до нас летописных сведениях любопытно выглядит география начала правления Гостомысла. Если Великий город это современный Новгород, т.е. древний Словенск, а Выборград – современный Выборг, то и остров с городом Бярмы также следует искать где-то в здешних краях.
Если взглянуть на карту последнего наступления моря на сушу (трансгрессию), то можно увидеть, что современный Карельский перешеек ещё 1,5 – 2 тыс лет назад был островом, а Ладога и система озёр Сайма в Финляндии были частью Финского залива (см. Атлас «Ладожское озеро», изд. Института озероведения РАН, СПб, 2002 г.). Максимум этой трансгрессии, получившей название Ладожской, приходится на период 2,8 – 3,7 тыс лет назад. Отметки береговой линии тогда находились примерно на 20 метров выше сегодняшних, т.е. где-то на уровне седьмых этажей зданий современного Петербура. Таким образом, есть основания предполагать, что летописный остров Бярмы это и есть современный Карельский перешеек.
Известно, что старший сын Гостомысла – Выбор, погиб в Бярмии. Очевидно здесь – на правом берегу Невы и Карельском перешейке – и начиналась легендарная Бярмия скандинавских сказаний 9 – 13 вв., богатая мехами, серебром, моржовой костью. Вероятно название Бярмы происходит от слова «бер» - медведь (в северном произношении – «бяр»).
Былина «Пир Гостомысла» предваряется краткой былиной о его сыновьях – Выборе, Руге и Ваде, из которой следует, что Руг (летописный Рюрик) был законным наследником трона после гибели старшего сына Гостомысла – Выбора. Вероятно, Вад (Вадим Храбрый) также претендовал на трон, за что и поплатился жизнью по обычаю того времени.
Обе былины ставят окончательный крест на т.н. «варяжской теории», сочинённой когда-то в политических целях и о которой в свете новых открытий археологов и историков, уже просто неприлично вспоминать. Вся Славия – от Ромейской Руси до Байкала, Лены и далее была единой Державой ещё в начале правления Гостомысла. Первым в 9-м веке под натиском с юга пал град Венец, т.е. – современная Венеция: «ибо взят то врагами велик град Венец» (в оригинале былины вместо «врагами» стоит слово, ставшее с некоторых пор неполиткорректным – поэтому оно быо заменено). Конечно, о ромейской Руси не найти сведений в «официальной» историографии. Тем не менее, в настоящее время, появляется всё больше данных о том, что всё изложенное в былине «Пир Гостомысла соответствует истине. Масса новых археологических находок., в первую очередь эпиграфического материала, свидетельствует в пользу Славии.
В. Юрковец.
|