Автор: Константин ФЕДОРОВ
В античные времена ученые имели обыкновение описывать животных, которых в
глаза не видели, – по рассказам бывалых путешественников.
Вот так научный труд!
Похоже, ученые мужи были столь наивны, что верили каждому, кто
сочинял побасенки о грифонах, драконах, гарпиях и прочих страшилищах. А
потому любая байка, изложенная в письменном виде и скрепленная личной
подписью таких знатоков древней фауны, обретала статус научного труда.
После этого существование причудливых тварей, на самом деле выдуманных,
ни у кого не вызывало сомнений.
Засилье подобного рода авторитетов продолжалось вплоть до Средних веков.
А их «труды» привели к тому, что разного рода герцоги, графы, бароны и
прочие знатные особы, выбирая себе подходящее животное в качестве
фамильного герба, были абсолютно уверены: тот или иной зверь
действительно бродит где-то в лесах. Были, конечно, и вельможи,
обладавшие критическим умом и здравым взглядом на вещи. Они брали в
качестве символов и оберегов образы настоящих зверей. Правда, для
устрашения недругов и сами придумывали что-то – например, еще одну
голову, умение плеваться огнем, наделяли их чрезмерной храбростью,
огромной силой, незаурядным умом… Так на свет появились вайверны, или
виверны, двуглавые орлы и единороги, а также не в меру интеллектуально
развитые волки, олени, быки, кони…
О таких вот химерах, рожденных человеческим разумом, и пойдет речь.
Рафаэль Санти. «Дама с единорогом». Около 1506 года.
[]
Мог насадить врага на хвост
Потомки герцогов Мальборо утверждают, что вайверна (или виверну) их
предки придумали специально для собственного герба. Человек, не
посвященный в замысел высокопоставленного семейства, гладя на
изображение чудовища, сказал бы, что это обыкновенный дракон. «Да нет
же! – возразили бы ему заносчивые Мальборо. – Дракон это дракон, а
вайверн это… вайверн». И в качестве несокрушимого аргумента предъявили
бы две ноги, имеющиеся у их чуда-юда, вместо четырех драконьих лап. Но
чем дракон с двумя конечностями лучше обычного, традиционного, англичане
затруднились бы ответить. Лучше, да и все тут!
А на самом деле, у вайверна такие же, как у летучей мыши, складывающиеся
крылья, змеиная шея и длинный остроконечный хвост, увенчанный ядовитым
жалом. На такой хвост вайверн мог насадить противника, как шашлык на
шампур. Будем, однако, объективными: герцоги Мальборо не выдумали
вайверна, они попросту позаимствовали его из христианской иконописи.
Если вглядеться в классические (иконописные) изображения Георгия
Победоносца, то в извивающемся под копытами его коня двуногом крылатом
змее легко угадать гордый символ предков Уинстона Черчилля.
Мраморная
доска с изображением двуглавого орла в Мистре (месте, где был коронован
Константин XI, последний византийский император).
Почему две головы лучше
Двуглавый орел появился на свет очень просто: две равные по мощи
империи – Мидийское и Ассирийское царства – решили объединиться. Правда,
Ассирия как мировая держава к тому времени существовала лишь формально,
но мидяне закрыли на это глаза и предложили к одноглавому орлу,
служившему у персов символом верховной власти, присоединить еще одну
голову. Ассирийцам деваться было некуда, и они согласились.
Позже двуглавый орел по личному указанию императора Константина Великого
«перелетел» в Рим, объединив Восточную и Западную империи, так же
имевшие в тот момент в качестве державных символов по одноглавому орлу. А
затем любое государство, считавшее себя наследником гигантской
средиземноморской державы, забирало себе двухголовую птицу. Так она
попала и в Россию, когда в 1472 году царь Иоанн III (1440-1505 гг.)
обвенчался с Софьей, племянницей последнего византийского императора
Константина XI Палеолога.
Интересно, что скипетр, который российский орел держит в правой лапе,
увенчан небольшим двуглавым орлом, который держит точь-в-точь такой же
скипетр, и так далее, с уменьшением….
Битва виверны с волком. Трентский собор, Италия.
С телом лошади и львиным хвостом
Каким образом единорог получил свое название, понятно – из-за
единственного длинного и прямого рога во лбу. Как и в случае с
вайверном, британцы претендуют на первенство в обладании символом этого
сказочного животного. Они утверждают, что поначалу единорог, будучи
воплощением чистоты и целомудрия, служил Елизавете I (см. «Тайны ХХ века
№28 за 2012 год), что, в общем-то, соответствовало нравственному облику
английской королевы-девственницы. А позже король Джеймс I, не мудрствуя
лукаво, включил мифического зверя в британский герб.
Но прежде чем занять почетное место, единорог раз и навсегда получил
тело лошади (раньше его могли изображать с туловищем быка и даже
барана), львиный хвост, копыта оленя и козлиную бороду. Правда, бороду
по ряду причин, может быть, эстетического толка, с герба убрали.
Однако англичане и тут с авторством погорячились. Гораздо более ранние
изображения единорога в виде быка встречаются в памятниках культуры,
созданных пять тысяч лет назад. В частности, единорог отчетливо виден на
печатях, найденных в древних городах долины Инда – Мохенджо-Даро и
Хараппа. Присутствует он и в священных индийских текстах «Махабхарата» и
«Атхарваведа».
Греческие и римские ученые считали, что это животное реально обитает
где-то в Индии или в Африке. Даже в конце XIX века находились
образованные люди, верившие в реальность единорогов. И, как ни
удивительно, они встречаются в природе. Правда, в единичных экземплярах.
Это мутанты. К примеру, несколько лет назад в одном из итальянских
заповедников родился олененок с одним рогом, а в Китае появилась корова с
единственным рогом посередине лба. Интересно, что эта буренка дает
молока больше, чем ее подруги по стойлу.
Возможно, благодаря подобным гримасам природы и родился миф о существовании единорогов.
|