Интеллект
– общая способность к познанию и решению проблем. Под интеллектом также
понимается система всех познавательных способностей человека
(восприятие, память, мышление, воображение) и способность к решению
проблем без проб и ошибок в уме. Впрочем, существует немало
парадоксальных определений интеллекта, созданных психологами. «Интеллект
– то, что измеряют тесты интеллекта», - уходил от ответа Альфред Бине,
когда его просили рассказать, что же это такое. Еще более изящное
определение принадлежит Мак Нимару: «Всякий человек знает, что такое
интеллект. Это то, чего нет у других!». [] Очень долго существовало
два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект -
черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В
соответствии со второй точкой зрения, интеллект связан со скоростью
восприятия или реагирования на внешние стимулы. Еще в 1816 году немецкий
астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта
своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.
В
1885 году Дж. Кеттел разработал с десяток более «психологичных» тестов,
которые он назвал «ментальными». В этих тестах определялись быстрота
рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей,
болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после
прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кеттел
определил параметры реакций на раздражители разной силы.
В
тестах, которые были разработаны позже, показателем эффективности
служило время, затраченное испытуемым на решение предложенных задач.
Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстрее
справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков. Между
тем ученые, разработавшие первые прообразы современных тестов на
интеллект, рассматривали это свойство более широко. По их мнению,
человек, обладающий интеллектом - это тот, кто «правильно судит,
понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и
«инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».
Эту точку зрения разделял и Векслер - ученый, создавший в 1939 году
первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект - это
глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо
справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря,
«успешно меряться силами с окружающим миром». Сегодня большинство
психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который
рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей
среде.
Выделяются три формы интеллектуального поведения:
- Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное) - Способность решать проблемы - Практический интеллект (умение добиваться поставленной цели).
Источник: http://medportal.ru/
|