В последнее время армия решила уйти от портянок в сторону носков, а кирзу заменяет берцами. Умные, однако далекие от армейских будней люди долго и упорно совещались и решили следовать за просвещенной Европой, которая переобула солдат уже как пару десятилетий.
[]
Ведь, если мы хотим иметь современную и профессиональную армию, то первым делом нужно избавиться от этих ужасных кирзовых сапог и портянок. Все так да-не-так. На практике избавиться от сапог с портянками вовсе не так просто, как это представляется со стороны. Во-первых, склады Минобороны ломятся от кирзовых сапог и портянок – и все это добро надо куда-то девать. Во-вторых, у кирзовых сапог есть и свои достоинства – например, дешевизна, всепогодность и универсальная проходимость. Есть свои достоинства и у портянок – только с ними и возможно носить такую грубую обувь, как кирзовые сапоги.
Или вот, например, если солдатские носки промокнут, их надо снять и высушить над огнем – иначе такие мозоли набьешь, врагу не пожелаешь. А портянку достаточно снять, перемотать сухой стороной на ноги, и все – можно снова идти. Портянки практически не рвутся, им не нужно искать пару или подбирать размер.
Наконец, мало кто знает, но именно кирзовые сапоги с портянками и обеспечили в свое время советской армии статус самой мощной армии мира. Впрочем, обо всем по порядку.
Русский солдат далеко не всегда носил сапоги. Со времен Петра Первого и до конца восемнадцатого века офицеры и солдаты носили тупоносые ботинки с пряжками (зимой – валенки). Сапоги же могла позволить себе лишь кавалерия. Конечно, никто не пытался оспорить достоинства сапог. Но всем было известно и то, что для приготовления пары сапог уйдет столько же кожи, сколько необходимо для изготовления пяти башмаков! Поэтому старались снабдить сапогами хотя бы всю кавалерию. В 1778 Фельдмаршалом Русской Армии стал князь Григорий Потемкин. Он начал широкомасштабную реформу в армии, он уничтожил щегольство, отменил косичку, букли и пудру. «Красота одежды воинской состоит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением: платье чтобы солдату одеждою, а не в тягость. Всякое щегольство должно уничтожить. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Солдатские сапоги стали короче, мягче и удобнее. Но недолго отсутствовало щегольство в армии — царь Павел I снова одел армию на прусский маневр, вернул косички и букли. Армейские сапоги стали изготавливать из лакированной кожи — это были сапоги с высокими голенищами, и ботинки, непременно с чулками.
Александр I – отменил лаковые сапоги и туфли, и ввел юфтевые сапоги высотой до колена. Николай I — отменил юфтевые сапоги и ввел короткие сапожки, поверх которых надевались черные суконные штиблеты на пяти-шести пуговицах. А Александр II – снова вернул в армию сапоги с портянками. А к концу 19 века Николай II в целях экономии принял решение переобуть армию с сапог на ботинки с обмотками. Обмотки – замена сапог, идущая еще со времен Первой Мировой Войны. Только не надо думать, что это русское изобретение. На той же Первой Мировой в шерстяных обмотках горчичного цвета шастали англичане, в серых – немцы. К немецким, кстати, приклепывали специальные крючочки, чтобы не разматывались. С тех пор у буржуев так и повелось армию снабжать ботинками, а вот русские вновь вернулись к сапогам ближе к 30 годам XX века, когда были изобретены кирзовые сапоги…
В 1928 году русский химик Сергей Лебедев придумал делать обувь на хлопковой основе, пропитанной искусственным каучуком – этот материал и получил в народе название «кирза», то есть слой замерзшей и растрескавшейся земли. А все потому, что на морозе такая ткань затвердевала настолько, что становилась ломкой. На основе изобретения Лебедева химик Иван Плотников наладил производство кирзы в Вятке на комбинате искусственных кож. Материал быстро обрел неслыханную популярность, а обувь из него в короткий срок приобрела статус национальной, потому что была удобной, практичной и – что самое главное – доступной по цене вконец обнищавшему народу. 10 апреля 1942 года Плотникова наградили Сталинской премией второй степени в 100 тысяч рублей. К концу войны Советская армия насчитывала 10 млн. солдат, обутых в кирзовую обувь.
После Второй мировой войны портянки были приняты к использованию в армиях стран Варшавского договора. Также использование портянок со времён Российской империи продолжалось в финской армии. В ГДР от портянок отказались в 1968 году, в Финляндии — в 1990 году, на Украине — в 2004 году. Чечня – последняя война, где массово использовались «кирзачи» в российской армии. В XXI столетии в нее почти повсеместно пришли берцы. Кирзовые сапоги тоже остались, но у не боевых частей – например, в стройбате.