Люди очень хотят верить в чудо, особенно, если источник его находится перед глазами. Ярким подтверждением этому является ожидание чудесных исцелений от мощей святых.
[]
Когда появляется возможность приложиться к святым мощам, люди выстраиваются в тысячные очереди, в надежде на то, что все самые сокровенные мысли будут услышаны. Но как это можно объяснить? Почему люди отправляются порой на огромные расстояния, совершая паломнические поездки, не жалея пи этом ни сил, ни времени, ни денег. Но прежде чем ответить на данный вопрос, нужно разобраться, что такое святые мощи и почему их иногда называют еще «честными».
Итак, мощи – это останки христианских святых, которые особо почитаются верующими. Церковь видит в них храмы Духа святого, в которых Божья благодать пребывает даже после смерти. В качестве мощей могут использоваться нетленные тела святых, череп, кости, а также небольшие частицы тела (из истории известно, что многих христианских мучеников растерзали звери, во время пыток им дробили кости и отрубали различные части тела).
Проставлять тела христианских мучеников начали еще на заре христианства, когда мученичество воспринималось как свидетельство воскрешения Христа и победы над смертью. На могилах первых мучеников обязательно проводилась божественная литургия, а верующие всеми способами и средствами стремились завладеть мощами, чаще всего просто выкупая их.
Несколько слов необходимо сказать и о таком понятии, как мироточение. Многие останки святых угодников источают благоухающее масло, называемое миром. Помазанием миром также исцеляет от недугов.
Именно к тому раннему времени и относятся первые свидетельства о чудесных исцелениях, которые происходили у мощей святых. Летописцы вели описание различных случаев исцеления и помощи святых. Многие из этих историй дошли до нашего времени и издаются вместе с жизнеописаниями того или иного угодника.
На протяжении многих веков скептики пытались доказать всем, что останки святых — это не более чем трупы, а миро – самая обычная фальсификация. Особый размах это приобрело в советские времена.
Впрочем, современные научно-исследовательские технологии дают возможность изучить даже такие необъяснимые с логической точки зрения вещи, как мощи святых. Так, в частности, в Киево-Печерской лаве проводились исследования, которые доказали, что воздух вокруг мощей святых угодников обладает целебной аурой, в которой совершенно непостижимым образом растворяются болезнетворные микробы и бактерии. В ходе проведения научной экспертизы мира было установлено, что в его составе присутствуют белки, причем это не продукт распада мертвых тканей, а органический продукт. Примечательно, что даже при помощи самых современных технологий синтезировать этот белок невозможно.
В каждом храме, где хранятся мощи, тщательнейшим образом записываются все случаи исцеления и прочих чудес. В этом плане самой большой популярностью пользуется Киев-Печерская лавра, куда ежегодно едут люди со всего мира за исцелением от болезней, депрессий и прочих недугов. Такого числа мощей святых, сколько собрано в лаврских пещерах, больше в мире нет нигде. Их здесь 122. Большая часть этих мощей – нетленны. Начиная с 17 столетия, ученые пытались найти объяснение этому феномену и разобраться, в чем заключается волшебная сила мощей. Для того, чтобы найти ключ к разгадке, чего только не было сделано: вода заражалась микробами, зерна пшеницы облучались радиацией. Однако всякий раз после терапии святыми мощами ни микробов, ни радиации не оставалось.
Каждый святой отвечал за определенную часть жизни, то есть, грубо говоря, у каждого из них была своя специализация. Так, к примеру, преподобный Эразм избавляет от депрессий. По словам монахов лавры, святой сам пережил уныние, однако монахи его вымолили. Конечно, на первый взгляд может показаться, что уныние нельзя назвать грехов в традиционном смысле этого слова. Но с другой стороны – уныние – это путь к отчаянию, а отчаяние приводит к самоубийству.
Святой Эразм при жизни был довольно богатым человеком, но все свои богатства он пожертвовал на украшение храма Успения Божьей Матери. Но поле этого злой дух внушил ему, что он это пожертвование сделал напрасно, а мог использовать их с гораздо большей пользой (как вариант, раздать милостыню).
После всего этого Эразм впал в настоящее уныние. Но как-то раз ему приснился сон, в котором Божья Матерь сказала ему, что в знак благодарности за украшение храма она украсит его жизнь. На следующий день Эразм постригся в монахи, а спустя несколько дней – умер.
Те, кто хочет исцелиться от греха блуда, обращаются с молитвой к Моисею Угрину. Святой сам прошел подобное испытание. По происхождению он был венгром, дружинником князя Бориса. В 1019 году он попал в плен и стал узником польской вдовы. Женщина была настолько поражена его красотой, что захотела, чтобы Моисей стал ей мужем, поэтому принялась склонять его к браку. Однако юноша в сердце был монахом, поэтому от предложения вдовы отказался и тайно постригся в монахи. Женщина в гневе приказала изуродовать и изувечить Моисея. В 1025 году ему все же удалось освободиться из неволи, после чего Моисей пришел в лавру и прожил здесь еще около 10 лет.
Есть в лавре и мощи Ильи Муромца. Несмотря на это, многие историки до настоящего времени поддают сомнениям само существование известного былинного богатыря. Впрочем, еще в 1988 году после проведенных исследований ученые подтвердили, что это был вполне реальный человек. По меркам тех древних времен Илья был богатырского роста – 177 сантиметров. Ученые утверждают, что у него была очень хорошо развита мышечная система, что является доказательством того, что в жизни он часто применял физическую силу. Кроме того, исследователи смогли установить и то, что у Ильи Муромца были большие проблемы с позвоночником. Эти данные полностью совпадают с былинами, в которых говорится о том, что до 30 лет он вообще не мог ходить. А еще ученые увидели следы от многочисленных сражений – переломы ключицы и ребер. Судмедэксперты попытались реконструировать облик богатыря – мужчины лет 50 (примерно в этом возрасте он и умер) с большой бородой и лысиной.
Что касается исследований других мощей, то ученые пришли к выводу о том, что при жизни большинство из них были слишком истощены тяжелой работой и постами. У части угодников были обнаружены проблемы опорно-двигательного аппарата.
Не обошлось и без курьезных ситуаций, а порой даже и мошенничества. Так, к примеру, в середине 19 столетия во Франции появилась книга под названием «Курьезы традиций». Ее авторы утверждали, что в европейских храмах хранится 26 голов и 20 тел святого Юлиана, 9 голов святого Луки, 12 рук и 18 голов святого Филиппа, 15 рук Иоанна Златоуста, 13 рук святого Себастьяна, а также 11 пальцев, 9 рук, 4 плеча, 7 челюстей и 12 голов святого Иоанна Крестителя.
Священнослужители лавры говорят о том, то с ними подобных казусов не случалось, поскольку мощи святых из храма не вывозят. А по миру отправляются «путешествовать» лишь частицы святых.
Еще одним местом хранения мощей святых, куда едут люди не только со всей Украины, но и всего мира, — это Почаевский монастырь. Там хранится, в частности, икона Почаевской Божьей Матери.
Подобные реликвии требуют тщательного ухода. Раз в три месяца мощи обязательно «переодевают», то есть меняют им облачение, и раз в год выносят проветривать. Все это производится с благословения наместника, вся одежда, в которую переодевают мощи святых, пошита из натуральных тканей.
К мощам святых относятся очень трепетно. Так, в частности, в Киево-Печерской лавре есть специальные пещерные смотрители, которые внимательно следят за влажностью и температурой в помещениях. Кроме того, в этих же помещениях работает специальная аппаратура, которая позволяет контролировать климат. Кроме того, есть монахи, которые ухаживают непосредственно за мощами.
Необходимо отметить также, что само понятие «нетленные мощи» меняло свое значение в течение веков. Одно время под ним понимали не распавшиеся кисти, затем – высохшее тело. В лавре впервые монахи обратили внимание на то, что тела святых очень хорошо сохранились, только после того, как открыли погребальную нишу одного из основателей храма – преподобного Феодосия. Его тело 18 лет пролежало замурованным, а когда пришло время его переносить в Успенский собор, оказалось, что волосы его присохли к голове, а суставы не распались.
Специалисты уверяют, что для того, чтобы стать святым, вовсе необязательно принимать монашеский постриг. Самое главное – чистые помыслы и подтверждение чудес, совершенных при жизни после нее. В Церкви даже на протяжении веков выработалась определенная процедура возведения в лик святых праведного человека. Изначально создается специальная комиссия, стоящая из епископов, священников, богословов, историков, медиков. Все эти люди детально изучают жизнь праведника, устанавливают, насколько он был чист в своей вере и духовной жизни. После этого собираются факты чудес претендента на канонизацию. В том случае, если доказательств достаточно, все собранные документы направляют на рассмотрение Синода, который и принимает решение, достоит ли праведник стать святым или нет. Впрочем, бывают и исключения, к примеру.
Ксения Петербуржская.
Люди стали почитать ее и просить помощи еще при жизни, задолго до канонизации. А в большинстве случаев праведники проходят испытание временем – до ста лет.
Но людям, как правило, все эти подробности совершенно не важны. Для них главное получить необходимую помощь, избавиться от болезней и проблем. Примечательно, что к мощам святых обращаются и люди, которые считают себя атеистами. В частности, они говорят о том, что рядом в мощами святых и них проходят головные боли. А про верующих людей и говорить нечего: они уверены в том, что святые угодники обязательно им помогут. И чудеса действительно случаются.
Таким образом, можно уверенно говорить о том, что чудесные исцеления от мощей святых – это реальность. И подтверждает это не только многовековой опыт церкви, но и научные исследования последних лет.
http://tainy.net/