Несколько правил, как использовать визуальный контакт:
1. Когда оппонент говорит, смотрите на него. Взгляд прямо в глаза собеседнику всегда дает вам преимущества – помните об этом. Но не смотрите на говорящего слишком пристально, это может его раздражать.
2. Говоря или слушая, старайтесь не «обозревать» помещение. Иначе окружающие предметы станут для вас источником информации, и вы пропустите важную мысль в аргументации собеседника. Не отвлекайтесь, сконцентрируйте внимание на оппоненте.
3. Если вы хотите сделать паузу или вам надоел разговор, прервите прежде всего контакт взглядов – и ваш собеседник поймет, что следует прервать монолог. [] 4. Старайтесь во время деловых разговоров как можно реже опускать глаза – это может быть расценено как признак слабости, неуверенности или отсутствия интереса.
5. Взгляд должен быть спокойным и доброжелательным; таким образом вы продемонстрируете уважение к собеседнику и вместе с тем покажете готовность отстаивать собственные интересы.
В карьере, как и вообще в жизни, мелочей нет. Даже руку пожимать надо умеючи – в этом простом жесте кроется важное символическое значение. Это самый первый и зачастую единственный физический контакт между людьми. Хорошее рукопожатие можно охарактеризовать двумя словами: краткое и крепкое. Кисти рук, сжав друг друга, на мгновение замирают. Не должно быть ни долгой «тряски», ни продолжительного «сдавливания». Контакт – секунда-две – и рука разжата. Но эти секунды очень важны. Пожатие должно быть именно пожатием, а не прикосновением. Крепость рукопожатия – демонстрация уверенности. Но рукопожатие не должно быть слишком сильным, иначе будет восприниматься как предложение помериться силой.
Положение кистей при пожатии тоже очень важно. Пожимайте всю ладонь, а не кончики пальцев или запястье. Сосредоточьтесь на этом. Не спешите и не суетитесь! Вы, видимо, уже поняли мою основную мысль: человек, решивший сделать карьеру, должен учитывать абсолютно все: и модуляции голоса, и поворот головы, и логичность речи. Тот, кто хочет всему этому научиться, может обратиться к многочисленным изданиям зарубежных авторов: данные проблемы уже давно разработаны и изучены (правда, в расчете на западный менталитет, без учета специфики российских реалий).
Вас приняли на работу? Поздравляю. Для начала запомните несколько заповедей, касающихся поведения на работе и правильного построения взаимоотношений с коллегами.