Уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом
Василия III, отца Ивана Грозного, расшифровала и перевела на современный
русский язык сотрудница Государственной Российской библиотеки, кандидат
филологических наук Татьяна Александровна ИСАЧЕНКО. Она рассказывает
читательницам журнала о том, как лечились в старину на Руси. []
-
Татьяна Александровна, в наше время люди страдают в основном от
болезней сердца, от стрессов и снижения иммунитета. А какие недуги были
самыми "актуальными" в ХVI веке?
- В первой медицинской энциклопедии
на русском языке большое место отведено болезни главной, то есть
головной боли, трясавице - лихорадке, появляющейся при простуде, а также
кашлю и очной болезни - заболеваниям глаз. Много внимания уделил
придворный лекарь Николай Любчанин, написавший эту книгу, "безсильству и
сердечному биению". Так что неполадки с сердцем беспокоили и наших
далеких предков. А вот о снижении иммунитета, которое в первую очередь
связывают с плохой экологией, вообще никто не помышлял. Да и понятие
"иммунитет" появилось через несколько веков. Стрессов в то время,
конечно, было меньше, хотя царский врач дает советы о том, как
преодолеть черную немощь, меланхолию, уныние, которые, наверно,
появлялись не от хорошей жизни. - И что же было в арсенале медицины того времени, чтобы побороть столь непростые недуги?
- На этот вопрос отчасти отвечает
уже само название древней рукописи: "Книга, глаголемая прохладный
вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах,
ко здравию человеческому пристоящих". Вертоградом в старину называли
сад. Помните, у Пушкина: "Вертоград моей сестры, вертоград
уединенный..."
Что растет в саду? Ягоды, фрукты,
травы. Поэтому лечебник содержит описания лекарственных растений, но
также продуктов питания, минералов, советы по сохранению здоровья и
гигиене. В его основу легла одна из популярнейших медицинских книг
европейского средневековья. К переводу царский лекарь добавил знание
трав, произрастающих в России, личный опыт врачевания и свое отношение к
жизни - и получилось незаурядное произведение, которое много раз
переписывалось, исправлялось, дополнялось и дало начало многим
медицинским лечебникам на русском языке. И лишь совсем недавно рукопись
увидела свет в современном издании. - Многие считают,
что в старину знания о лекарственных травах были более глубокими и
целостными, что многие секреты нами утеряны?
- Отчасти это верно. Например,
современные врачи советуют принимать полынную настойку, чтобы улучшить
аппетит и активизировать пищеварение. А в "Прохладном вертограде" полыни
посвящена целая глава, которую без преувеличения можно назвать поэмой.
Николай Любчанин советует принимать полынный сок с медом или сахаром
тем, кого "держит трясавица", то есть лихорадка. А чтобы улучшить состав
крови, нужно сварить полынь в вине и принимать утром натощак. Полынь
годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта ? необходимо
сварить ее в уксусе и использовать для полоскания. Другой рецепт - для
больных глаз и век: сок полынный смешать с медом, "чтобы ни густо, ни
жидко было, и тем помазуем веки, тогда светлость очам наводит". Если
принимать это же лекарство внутрь, то, по мнению Николая Любчанина, оно
способствует зачатию.
В старину считали, что полезнее
применять для лечения полынный сок, а не отвар или настой травы. Вот
аналог современной и столь популярной сегодня "чистки печени": пить сок
полыни "по десяти дней сряду по три золотника (1 золотник - примерно
4,23 г), подсытив (подсластив) сахаром". Это поможет избавиться от
нездоровой желтизны кожи и от отеков. - Древнерусская медицина использовала те же травы, которые считаются целебными и сегодня?
- Не только. Не пренебрегали и
обычными огородными растениями. Например, петрушку величали
"петросильевой травой" и советовали употреблять ее свежей и сушеной при
мочекаменной болезни, расстройствах менструального цикла, для очистки
печени и желудка. Толченое семя петрушки прикладывали к "нечистоте
телесной", чтобы кожа стала гладкой и красивой. А вот как
использовали обычную белокочанную капусту: "капусту истолченную,
смешанную с белком яичным, приложить к ожогу, и рана заживет". Лист
капусты лекарь советует прикладывать к месту отека, к больным суставам. А
смешанный с вином капустный сок - отличное мочегонное. Есть и
рецепт для любителей спиртного, желающих сохранить свою репутацию:
"капуста варена с семенем капустным и в питии прията - никакой человек в
тот день не напьется пьяным". Такой отвар также "сладостен сон
наводит".
-
Сегодня все в основном озабочены тем, чтобы снизить калорийность
продуктов и не набрать лишнего веса. А что думали об этом в шестнадцатом
веке? - У наших предков этих проблем не было.
Полнота считалась достоинством, а не недостатком. Полный - значит,
сытый, благополучный, богатый, а худой - синоним слова "бедный,
малоимущий". Поэтому те продукты, которые калорийны, питательны, были в
особом почете. Николай Любчанин в главе о целебных свойствах сыра
замечает, что этот продукт "тукость (тучность) наводит телу
человеческому". И хотя лекарь относит это к достоинствам продукта, его
мнение вполне согласуется с самыми современными рекомендациями
диетологов, советующих тем, кто хочет похудеть, ограничить употребление
не булочек и сахара, а сыра и других жирных молочных продуктов.
Но царского врача больше интересовало, как и какой есть сыр, чтобы он
принес пользу для здоровья. Он советовал есть козий сыр, причем не
слишком соленый, при этом учитывать, что сыр, "когда он свеж, нутрь
мягчит, а когда стар, утробу вяжет", то есть в зависимости от степени
зрелости может оказывать послабляющее и закрепляющее действие. А от
пересоленных сыров лучше отказаться: " зарождается камень и вода мочевая
залегает", то есть начинается отложение солей, говоря современным
медицинским языком. Есть и совет для кормящих женщин: поварить сыр в
воде и пить этот раствор, чтобы увеличить приток молока.
- Каждый продукт питания
рассматривали не как часть рациона, а как средство, оказывающее
определенное влияние на организм? Может, поэтому главы, посвященные
овощам и фруктам, яйцам и мясу, орехам и сахару, занимают около половины
книги?
- Да, в каком-то смысле это и
руководство по диетологии, содержащее немало полезных сведений. Вот,
например, обычное молоко. Что мы сегодня знаем о нем, кроме того, что
оно бывает определенной жирности, что на упаковке указан срок хранения,
что оно продается в той или иной упаковке? Ну, иногда при простуде пьем
горячее молоко с маслом. А в старину употребляли для лечения молоко не
только коровье, но и овечье, и козье, считая последнее особенно полезным
оттого, что "молоко коровье и овечье естеством густо, а козье средне,
ни густо, ни тонко". Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье
молоко хорошо влияет на желудок. Согласитесь, совсем другой подход:
более всеобъемлющий, более экологический, хотя слова "экология" в ту
эпоху и не знали. Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу: им нужно
мазать больную поясницу и суставы, а также грудь при простуде и кашле - "
тогда мокрость из груди выведет". Детям, у которых режутся зубы, хорошо
мазать топленым маслом десны. Несколько глав книги посвящены мясу,
ведь в старину не ограничивались говядиной - шло в ход и козье мясо, и
баранина, и оленина, и медвежатина. Не забывали и о "птицах, к
лекарству угодных". Любчанин советует есть мясо молодых кур, еще не
несших яиц - это улучшает голос. Он считал, что куриные яйца полезнее
есть слегка сваренные, поскольку "белок яичный холодит, а желток
согревает". Яйца - хорошее средство для преодоления импотенции, особенно
если их есть с луком и репой. Современные диетологи могут с этим
согласиться: в самом деле, яйца и лук относят к продуктам, повышающим
сексуальность как мужчин, так и женщин.
- В рукописи есть главы,
посвященные лечебному действию драгоценных камней и металлов. Это только
легенды или и в них есть рациональное зерно?
- Древние врачеватели неплохо
разбирались в свойствах металлов и драгоценных камней, то есть им были
известны и основы химии. Например, Николай Любчанин совершенно
справедливо пишет, что камень алмаз "в огне не сгорит и иными никакими
вещми не может вредитися", а магнит "железо влечет к себе". Но конечно,
мы не можем читать без улыбки строки, где лекарь пишет, что магнит
поможет мужу узнать, как к нему на самом деле относится его жена: нужно
положить магнит ей под подушку, и если она верная, то тотчас во сне
обнимет мужа, а если изменяет ему - мигом слетит с кровати, " как бы ее
кто спихнул". Или когда царский врач советует воину носить алмаз,
вправленный в рукоять оружия, с левой стороны - тогда он будет сохранен
от всех своих врагов. Придворным рекомендовалось носить перстень с
изумрудом и почаще смотреть на него, чтобы взгляд оставался чистым и
ясным. Считалось также, что если истолочь изумруд и выпить с вином, то
он сделает безвредным любой яд.
Николай Любчанин советовал принимать
тертый жемчуг для очистки крови, укрепления сил. Не этого ли пытаются
добиться и сегодня, когда применяют с косметическими целями древнейшее
китайское средство - жемчужины? Не обходит вниманием современная
медицина и золото, например, для лечения опухолей. И в старину прибегали
к этому драгоценному металлу: "золото мелко терто и внутрь приято,
прокажение из всего тела изгонит", писал лекарь Василия III. - А чему мы могли бы поучиться у древнерусских врачевателей?
- Несмотря на глубокое знание
медицины того времени, они никогда не забывали о том, что главный залог
здоровья - душевная гармония человека. В основе ее - внутренняя работа
над собой, которая невозможна без помощи Божьей и примирения с людьми.
Одна древнерусская притча предлагает такой рецепт для обретения
душевного и телесного здоровья: " накопать корней послушания, нарвать
листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной.
Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом рассуждения, положить
соли боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния.
Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд
целомудрия и остудить на камне смиренномудрия. Принимать по три ложки в
сутки с раствором страха Божия и с полною надеждою ожидать исцеления ".
РЕЦЕПТЫ ВРАЧА ЦАРЯ ВАСИЛИЯ III От кашля:
"Сок солодки по невеликой крошке или по кусочку с сахаром леденцом
подержать во рту, чтобы растаял и глотать - оздоравливает легкие и от
кашлю избавляет". "Семя зензивера (алтея) толчено и приято в вине - кашель тушит и легостно откашление творит". " Уха, в которой варен горох, старый кашель уймет". "Трава фиалки с корнем толчена и варена в воде и ту воду детям давать пить - вредительный кашель у них уймется". "Тмин толчен и смешан с винными ягодами, варить в вине и пить - старый кашель уймет". От головной боли: "Сок мяты огородной смешан с уксусом поровну - помазать лоб и виски, тогда болесть главная престанет". "Цвет ромашки варен в воде и горячий прикладываем к больной главе - болесть главная тушится".
"Семя горчичное и имбирь мелко толчем и смешаем с медом и тем рот
полощем или долго во рту держим - вычистит мозг от мокрости, от которой
главная боль бывает". "Семя аниса сыплем на жар угольный и тот дух ноздрями обоняем - то пристоит тем, у коих глава болит". От уныния и меланхолии: "Елей из можжевелового дерева ( масло можжевельника) принять с питьем - пользует меланхолиеву болезнь".
"Яблок садовых дух есть лечба тем, которые страждут меланхолией". "Цвет
розмарина растолчен и принят в вине теплом по рассуждению, тогда
весельство наводит и кручину отгонит".
Источник: http://www.medpulse.ru
|