Феофан Затворник
Урок первый
Дело
молитвы есть первое дело в жизни христианской. Если в отношении к
обычному порядку дел верно присловье: "Век живи, век учись", то тем
более идет оно к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и
степени которой не имеют предела.
Древние святые отцы,
приветствуя друг друга при свидании, обыкновенно спрашивали не о
здоровье и не о чем-либо другом, а о молитве: как, дескать, идет или как
действует молитва. Действие молитвы было у них признаком жизни
духовной, и они именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле - и тело
живет; прекращается дыхание - прекращается и жизнь. Так и в духе: есть
молитва - живет дух; нет молитвы - нет и жизни в духе. [] Но не
всякое совершение молитвы, или молитвословие, есть молитва. Стать перед
иконой в церкви или дома и класть поклоны не есть еще молитва, а только
принадлежность молитвы. Читать молитвы на память или по книжке или
слушать читающего их - опять не молитва, а только орудие молитвы или
способ обнаружения и возбуждение ее. Сама же молитва есть возникновение в
сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу:
самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения,
усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочих. Вся
наша забота должна быть о том, чтобы во время наших молитвований эти и
подобные им чувства наполняли душу нашу так, чтобы, когда язык читает
молитвы или ухо слушает и тело кладет поклоны, сердце не оставалось
пустым, но чтобы в нем было какое-либо чувство, устремленное к Богу.
Когда эти чувства есть, молитвословие наше есть молитва, а когда их нет,
то она еще не молитва.
Кажется, чего бы проще и естественнее
для нас, как молитва, или устремление сердца к Богу? А между тем оно не у
всех и не всегда бывает. Его надо возбудить и потом укрепить, или, что
то же, воспитать в себе дух молитвенный. Первый способ для этого есть
читательное или слушательное молитвословие. Совершай его как следует - и
непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем ко Богу,
войдешь в дух молитвенный.
В наших молитвословах помещены
молитвы святых отцов Ефрема Сирианина, Макария Египетского, Василия
Великого, Иоанна Златоустого и других великих молитвенников. Будучи
исполняемы духом молитвенным, они изложили внушенное сим духом в слове и
передали то нам. В их молитвах движется великая молитвенная сила, и кто
приникнет (всмотрится. - Ред.) в них всем усердием и вниманием, тот, в
силу закона взаимодействия, непременно вкусит силы молитвенной, по мере
сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтобы
молитвословие наше сделалось действительным для нас средством к
воспитанию в себе молитвы, надо совершать его так, чтобы и мысль, и
сердце воспринимали содержание молитв, составляющих его. Вот для этого
три самых простых приема: - не приступай к молитвословию без предварительного, хотя краткого, приготовления; - не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством; - не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям. Урок второй
Положим,
что молитвословие есть у нас дело обычное. Но никак нельзя сказать,
чтоб оно не требовало приготовления. Что, например, обычнее читания или
писания для умеющих читать и писать? Однако ж и тут, садясь читать или
писать, не вдруг начинаем дело, а медлим несколько перед тем, по крайней
мере столько, сколько требуется для того, чтобы поставить себя в
пригодное положение. Тем более необходимы приготовительные действия к
молитве перед молитвой, и особенно тогда, когда предшествовавшее тому
занятие было совсем из другой области, а не из той, к которой
принадлежит молитва.
Итак, приступая к молитвословию утром или
вечером, постой немного, или посиди, или походи и потрудись в это время
отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем
помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий
теперь начать молитвенное к Нему обращение, и возбуди в душе
соответственное тому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом
проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление -
благоговейно стать перед Богом, приготовление малое, но не
малозначительное. Тут полагается начало молитвы, а доброе начало -
половина дела.
Так установившись внутренне, стань затем перед
иконой и, положив несколько поклонов, начинай обычное молитвословие:
"Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный..." Читай не спешно, а
вникай во всякое слово и мысль всякого слова доводи до сердца,
сопровождая то поклонами. В этом, собственно, и дело читания молитвы,
приятного Богу и плодоносного. Вникай, сказал я, во всякое слово и мысль
слова до сердца доводи - это значит вот что: понимай, что читаешь, и
понятное прочувствуй. Других правил не требуется. Эти два -
"понимай" и "чувствуй", - исполненные как следует, украшают всякое
молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное
действие. Читаешь, например: "Очисти ны от всякия скверны" - восчувствуй
скверноту свою, возжелай чистоты и взыщи ее от Господа, с упованием на
Него. Читаешь: "Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником
нашим..." - и в душе своей прости всем, и сердцем, все и всем
простившим, проси себе у Господа прощения. Читаешь: "Да будет воля
Твоя..." - и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу и
изъяви беспрекословную готовность благодушно встретить все, что Богу
будет угодно. Если будешь так мыслить, чувствовать и поступать при
всяком стихе твоей молитвы, то у тебя будет настоящее молитвословие.
Урок третий
Чтобы успешнее совершать молитвословие надлежащим образом, делай вот что: 1.
Имей молитвенное правило с благословения духовного твоего отца, не
большое, но такое, которое мог бы ты исполнять неспешно при обычном
течении твоих дел.
2. Прежде чем молиться, вчитывайся, когда
есть у тебя более свободное время, в молитвы, которые входят в твое
правило; пойми вполне каждое слово и прочувствуй его, чтобы тебе наперед
знать, что при каком слове должно быть у тебя на душе; а еще лучше,
если положенные молитвы заучишь на память. Когда сделаешь так, то во
время молитвословия легко тебе будет понимать и чувствовать. Останется
одно затруднение: мысль летучая все будет отбегать на другие предметы.
Тут надо вот что:
3. ...надо употребить напряжение на сохранение
внимания, зная наперед, что мысль будет отбегать. Потом, когда во время
молитвы она отбежит, - вороти ее, опять отбежит - опять вороти, и так
всякий раз. Но всякий же раз что будет прочтено во время отбегания мысли
и, следовательно, без понимания и чувства, не забывай прочитывать
снова, хотя бы мысль несколько раз отбегала на одном месте, читай его
несколько раз, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды
это затруднение - в другой раз, может быть, оно и не повторится, а если и
повторится, то уже не в такой силе. Но может случиться и то, что иное
слово так сильно подействует на душу, что ей не захочется простираться в
молитвословии далее, и хоть язык читает молитвы, а мысль все отбегает к
тому месту, которое так подействовало на нее. В таком случае -
4.
...остановись и не читай далее, а постой вниманием и чувством на том
месте, попитай душу свою им или теми помышлениями, которые оно будет
производить, и не спеши отрывать себя от этого состояния. Если время не
терпит, оставь лучше правило недоконченным, а этого состояния не
разоряй. Оно, может быть, будет осенять тебя целый день, как
ангел-хранитель. Такого рода благодатные воздействия на душу во время
молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться, и потому
надо хранить такое состояние, ибо оно есть самое надежное средство к
воспитанию и укреплению в нас духа молитвенного.
Кончив свое
молитвословие, не тотчас переходи к каким-либо занятиям, а тоже хоть
немного постой и подумай, что это совершено тобою и к чему тебя это
обязывает, стараясь, если дано тебе что восчувствовать во время молитвы,
сохранить то и после молитвы. Впрочем, если кто совершит свое
молитвословие как должно, то и сам не захочет тотчас озабочиваться
внешними делами. Таково уж свойство молитвы! Что говорили предки наши,
возвратясь из Царьграда: "Кто вкусит сладкого, тот не захочет горького" -
то сбывается со всяким, кто хорошо помолится во время своего
молитвословия. Вкушение этой молитвенной сладости и есть цель
молитвословия, и если молитвословие воспитывает дух молитвенный, то
именно через это вкушение. Урок четвёртый
Но на
начальном способе воспитания в себе духа молитвенного, то есть на
сообразном со своим назначением совершением молитвословий,
останавливаться нельзя: надо идти далее. Припомните, как учатся,
например, языкам. Сначала заучивают слова и обороты речи по книгам, но
на этом не останавливаются, а стараются с помощью того доходить (и
действительно доходят) до того, что сами, без пособия заученного, ведут
правильно речь долгую на изучаемом языке. Так надо поступать и в деле
молитвы. Мы навыкаем молиться по молитвенникам, то есть по готовым
молитвам, переданным нам Господом и святыми отцами, преуспевшими в
молитве, но на этом одном останавливаться не должно. Надо простираться
далее и, навыкнув умом и сердцем обращаться к Богу со сторонней помощью,
делать опыты и своего собственного возношения к Нему, доходить до того,
чтобы душа сама, своею речью вступала в молитвенную беседу с Богом,
сама возносилась к Нему, сама открывала себя Ему и исповедовала, что
такое есть в ней и чего ей желательно. Надобно и к этому приучить душу. А
как успеть в этой науке, укажу кратко.
И навык с благоговением,
вниманием и чувством молиться по молитвенникам ведет к тому же. Как из
переполненного сосуда сама собой изливается вода, так и из сердца,
посредством молитвословий исполнившегося светом чувств, сама собою
начнет исторгаться своя молитва к Богу. Но есть и особые, исключительно к
этой цели обращенные правила, которые должен принять к исполнению
всякий желающий успеха в молитве.
Отчего это, скажете, сколько
лет иные молятся по молитвенникам, а все еще не имеют молитвы в сердце?
Думаю, между прочим, оттого, что только в ту пору несколько и
напрягаются возноситься к Богу, когда совершают молитвенное правило, а
потом, во все продолжение дня, о Боге и не вспомнят. Кончат, например,
свои утренние молитвы и думают, что по отношению к Богу все уже и
сделано; затем целый день дело за делом, забота за заботой, а о Боге ни
слова, ни помину; разве уж к вечеру (да и то слава Богу) придет на
мысль, что вот опять скоро надобно становиться на молитву. От этого
происходит то, что если Господь и дает какое-либо доброе чувство утром,
то его заглушает суета и многодеятельность дневная. Оттого и вечером не
бывает охоты молиться: человек никак не совладает с собой, чтоб хоть
немного умягчить свою душу, и молитва вообще худо спеется и зреет. Вот
эту-то почти всеобщую неправость и надобно исправить, то есть надо
сделать так, чтобы душа не тогда только обращалась к Богу, когда человек
стоит на молитве, но в продолжение всего дня сколько можно непрерывно
возносилась к Нему и пребывала с Ним. Урок пятый
Чтобы
душа непрерывно возносилась к Богу и пребывала с Ним, нужно, первое , в
продолжение всего дня как можно чаще взывать ко Господу краткими
словами, смотря по нужде души и текущим делам. Например, начинаешь что -
говори: "благослови, Господи"; кончаешь дело - говори: "слава Тебе,
Господи!", да не языком только, но чувством сердца. Поднимется
какая-нибудь страсть - говори: "спаси, Господи, погибаю"; находит тьма
смутительных помышлений - взывай: "Изведи из темницы душу мою".
Предстоят неправые дела, и грех влечет к ним - моли: "настави мя,
Господи, на путь" или: "Не даждь во смятение ноги моея". Грехи подавляют
и влекут к отчаянию - взывай мытаревым гласом: "Боже, милостив буди
мне, грешному!" Так и во всяком случае. Или просто говори чаще:
"Господи, помилуй; Владычица Богородица, помилуй мя; ангел Божий,
хранитель мой святый, защити мя", или взывай другим каким-либо словом
молитвенным. Только старайся как можно чаще делать эти воззвания,
домогаясь всячески, чтоб они исходили из сердца, как бы выжатые из него.
Когда мы будем так делать, тогда у нас будут частые умные восхождения к
Богу из сердца, частые обращения к Богу, частая молитва, а это учащение
сообщит навык умного собеседования с Богом.
Но чтобы душа стала
так взывать, надобно наперед заставить ее обращать во славу Божию все,
всякое свое дело, и большое, и малое. Это второй способ , как научить
душу днем чаще обращаться к Богу, ибо если положим себе в закон заповедь
апостольскую творить вся во славу Божию, даже аще ямы или пиемы (1 Кор.
10, 31), то непременно при каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не
просто, а с опасением, как бы не поступить неправо и не оскорбить Бога
каким-либо делом. Это и заставит обращаться к Богу со страхом и
молитвенно просить у Него помощи и вразумления.
Но чтобы и
делание всего во славу Божию душа исполняла как должно, надо настроить
ее к этому с раннего утра, с самого начала дня, когда человек исходит на
дело и делание свое до вечера. Настроение это производится богомыслием.
Это третий способ обучения души частому обращению к Богу. Богомыслие
есть благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях и о
том, к чему служит ведение их и к чему обязывает нас их отношение к нам,
есть размышление о благости Божией, правосудии, всемогуществе,
вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об устроении спасения в
Господе Иисусе Христе, о благодати и слове Божием, о святых таинствах, о
Царстве Небесном. О каком из этих предметов ни стань размышлять,
размышление непременно наполнит душу благоговейным чувством к Богу.
Начни, например, размышлять о благости Божией - увидишь, что ты окружен
Божиими милостями и телесно, и духовно, и падешь пред Богом в излиянии
уничиженных чувств благодарения. Начни размышлять о вездесущии Божием -
уразумеешь, что ты всюду пред Богом и Бог перед тобою, и ты не возможешь
не исполниться благоговейным страхом. Начни размышлять о всеведении
Божием - познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от очей Божиих, и
непременно положишь себе быть строго внимательным к движениям своего
сердца и ума, чтоб не оскорбить как-нибудь всевидящего Бога. Начни
размышлять о правде Божией - и уверишься, что ни одно худое дело не
остается без наказания, и непременно решишься очистить все грехи твои
сердечным сокрушением пред Богом и покаянием.
Таким образом, о
каком бы свойстве и действии Божием ты ни стал рассуждать, всякое такое
размышление наполнит душу твою благоговейными к Богу чувствами и
расположениями. Оно прямо устремляет к Богу все существо человека и
потому есть самое простое средство приучить душу возноситься к Богу.
Самое приличное и удобное для этого время есть утро, когда душа еще не
обременена множеством впечатлений и заботами деловыми, и именно после
утренней молитвы. Кончишь молитву - сядь и с освященной в молитве мыслию
начинай размышлять ныне об одном, завтра о другом свойстве и действии
Божием и произведи соответственное тому расположение в душе твоей. Труда
тут не много, было бы только желание и решимость, - а плода много.
|