Автор: Лейсан
Желание стать родителями свойственно практически всем семейным парам, так как присутствие в доме малыша сближает супругов, делает их более ответственными и наполняет жизнь любовью и теплом. К сожалению, не редко взрослые не могут найти подход к собственному ребенку, что с годами приводит к полному отчуждению между самыми близкими людьми.
Отсутствие психологического контакта с ребенком приводит к его непослушанию, беспричинной агрессии, плаксивости и иным негативным проявлениям. Со своей стороны, родители будут постоянно испытывать раздражение, недовольство и досаду на малютку. Чтобы этого избежать и получать от процесса воспитания крохи только положительные эмоции, необходимо понимать и учитывать особенности детской психики и правильно строить процесс коммуникации.
[]
В развитии ребенка психологи выделяют, так называемые, кризисные периоды, в которые происходит ряд изменений его натуры, появляются определяющие свойства и качества личности. К таким периодам относят, в первую очередь, кризис трех и семи лет.
Надо отметить, что возрастные рамки условны и время их наступления строго индивидуально. Первый кризис, связан с осознанием малышом себя как самостоятельной личности. Он начинает говорить о себе, используя местоимение «я», стремится больше действий выполнить без помощи родителей и пытается высказать собственное мнение.
Взрослые, привыкшие полностью опекать ребенка, осуществлять полный уход за беспомощным, по их мнению, малюткой, и все за него решать, не сразу замечают изменение ситуации. Попытки одеться или умыться самостоятельно, отказ от пищи и так далее, воспринимаются как капризы. Второй кризисный возраст связан с переходом ребенку в новый социальный статус – школьник. У него появляются новые обязанности, первые значимые неприятности и успехи, малыш учится завоевывать авторитет и нести ответственность за свои поступки.
Вместе с тем, он по-прежнему остается ребенком, нуждающимся в эмоциональном общении с родителями, ласке и внимании. Ребенок общается с окружающими с первых минут своей жизни. Сначала – это эмоциональные проявления, выражающиеся в радости или плаче, позднее – в речевых реакциях и невербальной активности. Чтобы найти с малышом взаимопонимание, с ним необходимо общаться на всех возможных уровнях, а именно: словами, прикосновениями, эмоциями.
Маленький ребенок – это не игрушка и не домашнее животное. У него рано проявляется характер и собственный взгляд на вещи, который необходимо учитывать. Простые запреты и система наказаний не дадут воспитательного эффекта, а лишь озлобят малыша, научат бояться взрослых, лгать и хитрить. Все требования, предъявляемые к юному члену семьи, должны быть логичными, мотивированными и постоянными. Каким бы загруженным не был день, найти время на общение с ребенком необходимо.
Не стоит пренебрежительно относиться к его бедам и горестям, кажущимся примитивными. Нередко, события, имевшие место в раннем детстве откладывают отпечаток на всю жизнь, оставаясь в виде комплексов неполноценности, страхов или замкнутости. Ребенок должен всегда быть полностью уверен, что он любим родителями, является для них самым важным существом и всегда будет понят и принят.
Даже за самые серьезные проступки детей наказывают, делая акцент на том, что плохими являются не они сами, а их конкретные действия. Игнорировать вопросы малыша и его желание нечто поведать категорически запрещается. Если ребенок подошел с разговором не вовремя, все равно обязательно надо отвлечься от дел и объяснить ему, что поговорить можно будет спустя немного времени. Это обещание обязательно надо выполнить, так как утрата доверия со стороны малыша – непоправимая вещь.
Гармоничные и полные взаимопонимания отношения, установившиеся в раннем детстве – залог развития полноценной личности. Дети нуждаются в проявлениях внимания и уважения, ничуть не меньше, чем любви и заботы. Маленькая личность, все равно является личностью со своими потребностями, мотивами и желаниями. Только осознав это, можно установить психологический контакт и адекватные взаимоотношения.
|