Интересная информация для всех о тех продуктах, на которых делают деньги.
Производители неустанно пытаются найти новые пути к кошельку
покупателей. Это неудивительно. По итогам 2010 года российский оборот
розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табак, вырос
на 5,1% после падения годом ранее. Казалось, экономика
восстанавливается: население перестало экономить на самом главном — еде.
Однако в последующие два года продажи росли немногим более чем на 3%. В
первом квартале 2013 года этот показатель составил 1,6%.
Тренд последних лет — экономия на объемах. С советских времен мы
привыкли к тому, что в стандартном пакете 1 л молока или сока, бутылке —
1 л растительного масла, пачке — 200 г сливочного масла, а в
стандартном бумажном «кирпиче» — 1 кг муки, соли или сахара. Теперь же
стандарт все чаще становится исключением. []
Молоко и молочная продукция
Уже несколько лет купить литр молока непросто: большинство
производителей стали «недоливать» около 5-7% от этого объема. Крупнейшие
в России производители молочной продукции — «Вимм-Билль-Данн» (в 2011
году приобретен PepsiCo; бренды «Веселый молочник», «Домик в деревне») и
объединенные «Danone-Юнимилк» («Простоквашино», «Летний день»,
«Активия» и др.). Их совокупная доля рынка — около 50%. В PepsiCo
объясняют «недолив» кризисом: доходы населения упали, а сырье и
энергоресурсы продолжали дорожать. «Поэтому производители вынуждены были
пойти на незначительное уменьшение объемов и веса продуктов, чтобы
по-прежнему предлагать покупателям продукты по оптимальной цене», —
говорится в ответе российского подразделения компании на запрос Forbes. В
Danone — «особенностями упаковки (запущена еще в 2006 году), в которую
технологически невозможно налить больше». На вопрос, не вводят ли
покупателей в заблуждение, представитель Danone в России говорит, что
«информация о литражности в 930 мл достаточно хорошо визуализирована на
упаковке». В PepsiCo добавляют: «Вся информация о продукте — на
упаковке, поэтому выбор за потребителем».
Соки
Больше половины российского рынка соков, как и молочной продукции,
контролируют транснациональные компании: PepsiCo («Любимый», J7, «Я»,
«Фруктовый сад», «100% Gold» и др.) и Coca-Cola («Добрый», Rich, «Да!»,
«Моя семья»). Поэтому «уменьшение объемов» коснулось и соков.
Представитель Coca-Cola в России однако замечает, что объем соков серии
«Моя семья Premium» связан «с технологическими особенностями
упаковочного оборудования», а «вся остальная продукция [компании]
выпускается в упаковках 1 л». По данным официального сайта компании, в
форматах 0,95 л и 1,93 л представлены также соки «Да!
Сливочное масло
Если для приготовления яблочного пирога или песочного печенья вам
потребуется 180 г сливочного масла, то нет проблем: сегодня
производители фасуют его именно в таком весе. А если все-таки 150 г или
200 г, то придется прибегнуть к помощи глаза.
Шоколад
«Цена ниже» — гласит слоган на лицевой стороне обертки шоколада Alpen
Gold (производитель Kraft Foods). С одной стороны звучит заманчиво, с
другой – лукаво: вслед за ценой «похудела» и сама плитка шоколада с
привычных 100 г до 90 г. Причина та же — кризис. Согласно проведенным
компанией исследованиям, потребители часто сообщали, что предпочли бы
чуть меньшую по формату упаковку как альтернативу изменения стоимости
продукта, говорит представитель Mondelez International (до октября 2012
года — Kraft Foods). В отличие от производителей, например, молочной
продукции и соков, производители шоколада только начинают осваивать
новые маркетинговые ходы. Пока стандартная плитка шоколада других
известных производителей, например, «Бабаевский» или «Аленка»,
по-прежнему весит 100 г.
Подсолнечное масло
Крупнейшие производители растительного масла в стране ГК «Юг Руси»
(«Золотая семечка», «Аведовъ», «Злато») и «Астон» («Волшебный край»,
«Затея») также фасуют свою продукцию по 0,9-0,95 л. Это касается брендов
экономсегмента — «Светлица» и «Юг Руси» (для каждой компании
соответственно). «Астон» выпускает «Светлицу» с середины 2009 года. В ГК
«Юг Руси» на запрос Forbes не ответили. Продукцию конкурентов — Bunge
(«Олейна», Ideal, «Масленица») и ЭФКО («Слобода») — пока по-прежнему
можно купить объемом 1 л.
Крупы
Производители уверяют, что «уже как лет десять» ни рис, ни гречка, ни
пшено не продаются в упаковке по 1 кг — стандарт 900 г. Это связано с
особенностями производственного оборудования, говорит представитель
холдинга «Агро-Альянс», одного из крупнейших производителей круп. http://www.golosscience.com
|