Для изучения
способности плода (эмбриона) к обучению были проведены специальные
исследования их поведения внутри матки. Как такое возможно? Если
приложить к животу матери виброакустический стимулятор, производящий
шум, плод начнет двигаться. Если это будет повторяться достаточно долго,
ребенок перестанет реагировать на звук. Это означает, что у него
выработалось привыкание — ребенок научился узнавать звук и не обращать
на него внимания. Плод способен к этому простейшему виду обучения —
постепенному затуханию реакции на раздражитель, повторяющийся с
интервалом от десяти минут до суток. [] Однако не спешите покупать
учебник, чтобы научить вашего еще не рожденного ребенка классическим
языкам. Привыкание — это очень примитивный тип обучения, способность к
нему есть даже у дрозофил и у голожаберных моллюсков. Нет никаких
доказательств, что ребенок понимает то, что слышит.
Тем не менее, так
как выживание новорожденного зависит от матери, в момент рождения в его
мозге уже должны быть развиты механизмы узнавания главного источника
своего будущего благополучия. Поэтому связь с матерью должна
установиться еще до рождения. Как мы видим, для экономии энергии плод
способен научиться не реагировать на раздражитель, если тот не несет
опасности. Чтобы в будущем узнавать свой источник питания, эмбрион
развивает умение узнавать звук материнского голоса и стремится к нему.
Исследования показали, что еще во время пребывания в утробе у плода
вырабатываются определенные предпочтения к пище, которую часто ест его
мать, например к лососевой икре. И он сохраняет их в будущем. Тем не
менее предположения, что ребенок наследует пищевые предпочтения матери
на протяжении девятого месяца беременности, остаются умозрительными.