Автор: Наталья Мягкова
Деловое общение протекает как в устной, так и письменной форме. И,
как правило, грамотное письменное изложение сути вопроса подготавливает
почву для успеха устных переговоров. К примеру, Вы хотите предложить
потенциальному клиенту инновационный продукт и собираетесь перед личной
встречей отправить письмо с его описанием. Или пишите отчет о
проведенных исследованиях. Или оставляете рекомендации подчиненным на
время Вашего отсутствия. []
Случаев, когда нужно составить деловое письмо или другое письменное высказывание, множество. Поэтому нужно научиться делать это эффективно и убедительно. Как этого добиться?
1. Исходите из поставленной цели.
В первую очередь, четко представьте цель, которой вы хотите
добиться Вашим сообщением. Какой ответной реакции Вы хотите добиться от
адресата?
2. Подумайте, как заинтересовать адресата в получении информации.
Для этого как можно более четко представьте аудиторию, к которой Вы
обращаетесь. Каковы ее интересы, желания и потребности? Каким образом
Ваше предложение сможет решить ее проблемы? Какие стороны Вашего
продукта или услуги могут быть востребованы в первую очередь?
3. Составьте план сообщения.
Ваше сообщение должно быть логичным и понятным. Содержать
вступительную, основную и заключительную части. Во вступительной части
излагаются проблемы, которые требуют решения. Здесь будет уместно
продумать приковывающее внимание начало – привести какой-нибудь
актуальный пример, данные статистики, занимательную историю. В основной
части опишите вначале основные, затем второстепенные позиции. Если
какие-то утверждения требуют пояснения или иллюстрации примерами,
позаботьтесь об этом. Представьте, какие моменты для Вашей аудитории
являются очевидными, а какие нуждаются в пояснении. И в заключении –
сделайте предложение, которое бы побудило адресата действовать в
соответствии с поставленными Вами целями.
4. Позаботьтесь о том, чтобы сообщение было структурированным, грамматически правильным, образным и лаконичным.
Вот некоторые рекомендации по составлению грамотного структурированного текста.
1) Предложение.
— Старайтесь избегать предложений, перегруженных сложными конструкциями.
Например: «Кадры – это наиболее сложный субъект управления в
организации, потому что он, в отличие от предметных факторов
производства, является «живым», что обусловливает его способность
самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые ему
требования, действовать, имеет субъективные интересы, а также очень
чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое не всегда
определена». Лучше разбить эту фразу на несколько предложений: «Кадры
– это наиболее сложный субъект управления в организации. В отличие от
предметных факторов производства, он является «живым», что обусловливает
его способность самостоятельно решать, критически оценивать
предъявляемые ему требования, действовать. Сотрудники имеют субъективные
интересы, а также очень чувствительны к управленческому воздействию,
реакция на которое не всегда определена».
Длинные предложения тяжело воспринимаются читателями, даже
привыкшими к чтению серьезных научных текстов. Поэтому желательно, чтобы
предложение в среднем включало не более 15-17 слов.
— В некоторых случаях предложение можно сократить и упростить.
Например: «К управленческому персоналу принадлежат работники,
которые исполняют или содействуют выполнению функций, связанных с
конкретными задачами управления». Проще написать: «К управленческому
персоналу принадлежат работники, исполняющие или содействующие
выполнению конкретных управленческих функций».
— Избавляйтесь от громоздких канцеляризмов, заменяя их простыми словами.
Например: «В настоящий момент времени» можно заменить на «Сейчас»,
«По причине наличия описанных выше обстоятельств» — на «Поэтому» и так
далее.
2) Абзацы.
Подавайте информацию небольшими емкими порциями, то есть старайтесь
не использовать длинные абзацы. Это утомляет читателя и заставляет его
непроизвольно отвлекаться на что-то другое. Один абзац должен быть
посвящен раскрытию только одной главной мысли, изложенной в нескольких
емких предложениях.
3) Выбор лексических средств.
Употребляйте в речи слова и фразы, понятные Вашей аудитории. Если, к
примеру, Вы составляете сообщение, рассчитанное на медиков, фраза: «Все
возбудители ОРВИ эпителиотропны. Вирусы адсорбируются на эпителиальных
клетках, проникают в их цитоплазму, где подвергаются ферментативной
дезинтеграции» будет волне уместной. Однако если Вы информируете
население о прогнозируемой эпидемии простудных заболеваний, стоит
ограничиться упоминанием: «вирусы ОРВИ размножаются на поверхности
слизистых оболочек и кожи».
4) Избегайте тавтологии.
Иногда, чтобы подчеркнуть важность сообщения, мы употребляем
словосочетания: «полностью исчерпывающий» или «очень многозначительный»,
что является тавтологией.
5) Будьте внимательны в употреблении глагольных конструкций.
Зачастую в деловом письме наблюдается тенденция к употреблению
сложных конструкций вместо того, чтобы ограничиться одним глаголом. К
примеру: вместо «оборудование создаст возможность обеспечения
предприятия необходимой продукцией» лучше сказать: «оборудование
обеспечит предприятие необходимой продукцией».
Предпочтительнее при описании товара или услуги использовать
глаголы в настоящем времени, а не в будущем. К примеру, вместо:
«Читатели получат газету согласно графику выхода издания» лучше сказать:
«Читатели получают газету согласно графику выхода издания».
6) Образность речи.
Чтобы речь запомнилась и произвела впечатление на адресата,
сделайте ее образной. К примеру: «Наши окна — Ваш щит от непогоды в
любое время года!».
|