Автор: Даша Блинова.
Часто бывает так – один человек скажет пару слов, и все вокруг
галопом бегут исполнять его требование, а другой полчаса объясняет,
аргументирует, напоминает – а в итоге просьба не выполняется, а окружающие недоумевают: «Что-то я этого разговора не припоминаю…» или «Ты что, всерьез все это говорила?!»… Хочешь сделать так, чтобы тебя слушали, запоминали и воспринимали сказанное тобой? Читай эту статью на сайте «Красивая и Успешная»! []
Отчего некоторая информация в одно ухо влетает, а из другого вылетает?
Как сделать, чтобы тебя слушали? Нужно сначала выяснить, на какой стадии происходит «утечка информации» —
твоя речь остается непонятой собеседником в момент говорения, либо
слова понятны, но сказанное тобой не запоминается надолго, либо и
понятно все, и собеседник все помнит, но не воспринимает всерьез и
осознанно не выполняет твои просьбы, советы или пожелания?
Что приводит к тому, что тебя не слушают?
Непонятная речь
Имеются в виду не логопедические проблемы, а неумение четко и понятно изложить то, что хочешь донести до собеседника.
Например, вместо: «Когда пойдешь в
магазин, купи для меня влажных салфеток»: «Слушай, это, вот… ты это, в
магазин не собираешься? Нет, ну это ладно… А я так брезгую браться
руками за поручни в автобусах, а вот влажные салфетки… хорошая вещь… Ну
ничего, что их нет пока…».
Собеседник может не догадаться о том, что твои абстрактные рассуждения на самом деле являются конкретной просьбой!
Незнание психологических особенностей восприятия речи и диалога
Помнишь Штирлица, который из всей беседы оставил в памяти собеседника лишь один момент – просьбу о таблетке от головной боли?
Штирлиц абсолютно прав – если хочешь сделать так, чтобы тебя выслушали, важные для тебя утверждения, просьбы и факты лучше излагать не до, а после незначительной болтовни. Тогда их запомнят!
А если сделать это вначале, уже через 5-10 минут диалога внимание
собеседника переключится на другое, и он наверняка забудет о твоих
словах!
Неумение мотивировать и аргументировать
Чтобы собеседник захотел сделать так, как ты говоришь, нужно изложить весомые для него аргументы, иначе твои слова останутся пустым нравоучением.
Можно сколько угодно рассказывать о том, как правильно накрахмалить
пододеяльник – если слушатель вообще не понимает, зачем крахмалить
пододеяльники, он не запомнит ничего! А ведь можно сказать: «Давай я
расскажу, как накрахмалить постельное белье – твой муж будет в восторге,
вот увидишь!».
Как сделать, чтобы тебя слушали?
Важную роль в общении играет не только смысл слов, но и мимика, голос, жестикуляция, интонационная окрашенность речи…
Как повлиять на собеседника таким образом, чтобы он запомнил и принял к сведению максимум из того, что ты скажешь?
Красивая и Успешная может дать такие рекомендации:
- Излагай суть вопроса четко, с минимальным
количеством «вспомогательных» оборотов речи и несущественных сведений.
Например: «Если я не приду домой к 7, покорми собаку». Тот, кому ты
излагаешь просьбу, наверняка забудет или что-то перепутает, если
сказать: «Ну, я сегодня, может быть, зайду в гости к Маше, а там к ней
приезжает Маринка – сто лет не виделись, а дома Шарик, а его еда в
холодильнике, а если ты не пойдешь на футбол, то смотри не забудь!!!».
- Смотри в глаза собеседнику, произнося самое важное. Ты можешь рассказать и о Маше, и о Маринке, и о футболе, но слова «покорми собаку» произноси, глядя прямо в глаза!
- Если хочешь сделать так, чтобы тебя слушали, говори уверенно, в естественном темпе, следи за дикцией.
- Хочешь, чтобы собеседник хорошо запомнил сказанное? Изложи только ключевой вопрос, по возможности, лаконично и ясно – не веди долгих бесед на другие темы.
- Не сопровождай диалог активной жестикуляцией – тогда на тебя будут больше смотреть, чем слушать.
- Проследи за мимикой – частое моргание, дергание
головой, почесывание носа или ушей, прикусывание губы и прочие
несимпатичные движения также отвлекают внимание от разговора, и к тому
же производят отрицательное впечатление.
- Говоря, не прикрывай рот рукой – для лучшего восприятия людям лучше видеть движения губ при произнесении слов.
- Не повышай голос! Чем громче человек говорит, тем
короче тот отрезок времени, когда его слова воспринимаются. То, что
говорится задушевным шепотом близкому человеку, обычно запоминается
целиком. А хорошо ли мы помним речи начальника на оргсобраниях, доклады
политиков с трибуны или гневные вопли соседки в подъезде?
Какие фразы и слова не стоит использовать, чтобы к тебе прислушались?
Чтобы тебя выслушали, нужно сделать еще кое-что. Подсознание человека забывает важную информацию, если она перемешана с несущественной, ненужной.
Поэтому стоит запомнить некоторые слова и фразы, произнесение которых
способствует затрудненному восприятию слов и их быстрому забыванию.
- Избегай слов-паразитов «ну», «это», «вот» и т.п. Они замусоривают речь – а в горах мусора сложно разглядеть даже бриллиант!
- Откажись от «не». «Не забудь…», «Не делай…», «Не
ходи…». Люди – существа с очень развитым чувством противоречия. Если
человеку что-то запретить, ему может захотеться сделать строго наоборот.
Если не сознательно, то подсознательно частица «не» забывается,
а все, что было сказано дальше, отлично помнится! Хочешь сделать так,
чтоб тебя слушали – замени глаголы с «не» на противоположные по смыслу:
вместо «не забудь» — «запомни», вместо «не делай» — «сделай по-другому»,
и т.д.
- Постарайся сокращать предложения и делать смысловые паузы.
Сложносочиненное всеобъемлющее предложение воспринимается хуже, чем 2-3
коротких. В речи их должны разделять паузы – «на одном дыхании»
высказывать все сразу нежелательно!
Если иногда задумываться над тем, как сделать, чтобы тебя слушали, появятся и другие результаты – твоя речь станет чище и лаконичнее, а вместо пустопорожнего трепа ты чаще станешь высказывать обдуманные мысли, облеченные в запоминающиеся фразы!
|