Автор: Гончаренко Игорь
Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб — мы бы не попробовали их,
если бы не наши друзья — микроорганизмы. Давайте вместе узнаем, какие
бывают полезные бактерии? Малыш уже наверняка обращал свое внимание
на разноцветные пятна плесени, чудесным образом „расцветающие" на
забытой корочке хлеба или в банке с вареньем.
Для крохи это и
впрямь может показаться чудом: еще вчера хлебный кусочек выглядел
совершенно обычно, а сегодня... покрылся серыми, желтыми, голубыми
пятнами! „Что это такое? Откуда взялось? Можно ли есть такой хлеб?" —
спрашивает маленький почемучка. А может быть, дело началось не с
плесени, а с болезни: „Вечером я был совершенно здоров, а сегодня?" Или
кроха увидел, как мама раскатывает дрожжевое тесто: „Почему оно пищит
под скалкой? А почему оно вылезает из пакета? А кто наделал в тесте
дырочек?" Детям не терпится все узнать! А и впрямь, что мы на самом деле знаем об этих и других микроорганизмах, окружающих нас каждый день? [] Развенчаем мифы
Большинство людей уверены, что от микробов — один вред и их нужно
стремиться уничтожать всеми доступными средствами: начиная с мытья рук
антибактериальным мылом и заканчивая обработкой каждого квадратного
сантиметра квартиры хлорсодержащими средствами. Кто-то даже приобретает
для детской комнаты ультрафиолетовые лампы, довольно потирая при этом
руки: „Ну, теперь держитесь! Как в больнице будет: чистота и
стерильность!" Но, между тем, ученым давно известно — микробы, или, как
их правильнее называть, микроорганизмы, находятся повсюду, так что
бороться с ними бесполезно. Они буквально окружают нас и даже обильно
населяют наш с вами родной организм.
Иногда каждая мама задается
вопросом, какие бывают полезные бактерии и что полезней для ребенка.
Более того, без микроорганизмов жизнь на Земле вообще была бы
невозможна!
Глобальный круговорот веществ происходит именно с
их активным участием: если бы эти маленькие труженики однажды исчезли,
планета очень быстро оказалась бы завалена остатками отмерших растений и
погибших животных. Именно они возвращают в почву когда-то „вынесенные"
из нее растениями минеральные вещества, регулируя, таким образом, ее
плодородие. А продукты питания, находящиеся у нас на столе ежедневно?
Да ведь это снова микроорганизмы потрудились: сквасили молоко в
разнообразные кисломолочные продукты, сделали хлеб из дрожжевого теста
пышным, лучше пропекаемым и легкоусвояемым, сохранили для нас квашеные и
маринованные продукты, позаботились даже о нашем досуге, изготовив
алкогольные напитки, постарались обеспечить нас и деликатесами —
например, сырами с благородной плесенью „Рокфор" и „Камамбер". Кулинары
используют лимонную кислоту, добытую из плесневых грибков (которые тоже
относятся к микромиру), агрономы — бактериальные препараты для борьбы с
болезнями и вредителями культурных растений, зоотехники готовят
питательные и долго хранящиеся корма для сельскохозяйственных животных
(такие как силос), фармацевты — разнообразные антибиотики, вакцины,
ферменты, витамины... Мы сталкиваемся с конечными продуктами микробной
жизнедеятельности несколько раз в день, даже не задумываясь об этом.
А невидимые спутники, обитающие на нас и в нас? Случаются, конечно,
нежданные визитеры, однако большинство из них входит в почетный клуб
„Нормальная микрофлора человека": микроорганизмы во множестве населяют
кожу и слизистые оболочки, но больше всего микробов проживает в
кишечнике, где они трудятся на благо человеческого организма. Одни
вырабатывают ферменты, помогающие полнее усваивать питательные вещества
из поступившей пищи, другие вырабатывают витамины, которые всасываются
стенкой кишечника и используются организмом — хозяином всей этой братии.
Третьи (ацидофильные и бифидобактерии, а также кишечная палочка)
обладают антибиотическими (т. е. подавляющими жизнедеятельность)
свойствами по отношению к гнилостным и патогенным микробам.
Теперь-то вы понимаете, какие бывают полезные бактерии и почему важно
употреблять кисломолочные продукты, в особенности с приставкой „Био" в
названии (они содержат, кроме обычных молочнокислых бактерий,
бифидобактерии)? Те из них, кто дойдет в целости и сохранности до
кишечника (а удастся это многим), останутся там и временно приживутся на
благо человеку.
Ложка дегтя
Однако
не все так радужно. Как любое существо в природе, микробы разнолики и не
подпадают под определение „абсолютно вредный" или „абсолютно полезный".
Нельзя сбрасывать со счетов разнообразные и часто опасные инфекционные
заболевания — снова виной они, невидимые микроорганизмы. Конечно, ученые
научились бороться со многими из них — кое-где даже одержана победа
планетарного масштаба, с некоторыми заключено временное перемирие
(например, с лепрой, или, как ее называют иначе, с проказой, — число
заболевших в мире год от года снижается, но пока о победе человека над
болезнью говорить преждевременно). Другие возбудители инфекций
представляют серьезную опасность до сих пор, несмотря на современный
уровень развития медицины, — например, туберкулез. Да и новые болезни
появляются с печальной регулярностью: вспомнить хотя бы СПИД или свиной
грипп (хотя многие из них новыми можно назвать лишь условно — чаще всего
это давно известный науке, но в настоящее время измененный,
мутировавший микроб с новыми свойствами).
Кроме того что
микроорганизмы вызывают различные инфекционные заболевания, многие из
них наносят человеку и другой ущерб — например, приводят к порче
продуктов питания. Причем часто это оказываются те же друзья:
молочнокислые бактерии сквашивают свежее молоко; дрожжи приводят к
брожению и закисанию соков и плодов; плесени... Впрочем, с плесенью все и
так ясно. К счастью, человек научился бороться с подобного рода
неприятностями — недаром сейчас существует множество способов
консервирования и стерилизации продуктов: от банального кипячения до
обработки ультразвуком, от немудреного вяления до внесения химических
консервантов, увеличивающих сроки хранения в несколько раз или даже на
порядок.
Кого надо опасаться
Чтобы обезопасить себя от действительно вредных микробов и подружиться
с полезными (или безвредными), достаточно соблюдать нехитрые, всем
известные правила: мыть руки перед едой и после посещения туалета, после
возвращения домой откуда бы то ни было, мыть купленные на рынке или в
магазине овощи и фрукты, следить за сроками годности продуктов, в период
эпидемий ограничивать контакт с возможными носителями инфекции. И
вообще, общие правила гигиены и санитарии еще никто не отменял, однако
представляется излишним повсеместное и регулярное уничтожение микробов
дома. Этому есть несколько причин. Во-первых, как говорилось, бактерии и
споры плесневых грибков — повсюду, поэтому прок от проведенной
обработки сохраняется весьма недолго. Во-вторых, уничтожению
подвергаются не только вредные микробы, но и все остальные (полезные и
безразличные для организма), а ведь учеными уже доказано, что для
формирования нормального иммунитета ребенку необходимы постоянные
встречи с представителями микромира. И, в-третьих, дезинфицирующие
средства — обычно довольно агрессивные вещества, действующие не только
на микроорганизмы, но и на домашних животных и человека.
Поиграем с малышом
Играть будем в ученых-микробиологов, ставящих различные опыты над
микроорганизмами. Понятно, что микроскоп есть не в каждом доме, а если
даже и имеется, то бактерии даже с ним увидеть непросто — нужны
специальные инструменты, красители... Однако микробы тем и хороши, что
их самих увидеть сложно, а вот их труды — пожалуйста! Для начала
объясните малышу, что такое микробы, где они живут, чем занимаются,
почему мы их не видим. А затем приступайте к изучению увлекательного и
разнообразного микромира! Только учтите, что одни опыты рассчитаны на
совсем карапузов, а другие — доступны пониманию уже подросших детей.
Почему молоко скисло?
Проведите несложный эксперимент — налейте в одинаковые стаканчики
различное молоко: стерилизованное (с длительным сроком хранения),
пастеризованное (также покупное) и кипяченое (можно прокипятить и
пастеризованное молоко). Если есть возможность, можно добавить молоко
домашнее, не подвергавшееся термической обработке. Пусть малыш
самостоятельно следит за ходом эксперимента: ежедневно проверяет
состояние „подопытных". Для ребенка постарше, возможно, будет интересно
вести „Дневник наблюдений" — совсем как у настоящих ученых!
По
окончании исследования, малыш должен сделать вывод — какое молоко
быстрее скисло? Почему? В свою очередь, родители должны пояснить, что
послужило причиной сквашивания (молочнокислые бактерии — те же самые,
что есть во всех кисломолочных продуктах, продающихся в магазине),
откуда взялись бактерии (в норме эти бактерии всегда присутствуют в
молоке, попадают они туда с поверхности кормов, травы, которой питаются
коровы), как можно предотвратить порчу молока (для этого на молочных
заводах молоко сначала нагревают до определенной температуры (около
60-80 С), а затем быстро охлаждают), почему молоко обязательно нужно
хранить в прохладном месте (в холодильнике развитие всех бактерий
замедляется, поэтому молоко дольше не скисает).
Откуда в тесте столько дырок?
Малышу наверняка интересно узнать, кто наделал в хлебе столько дырок.
Чтобы наглядно пояснить процесс спиртового брожения (а именно это
явление вызывается специальными микроскопическими грибами — дрожжами и
приводит к разрыхлению теста), предложите ребенку вместе с вами
повторить весь путь, который проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на
стол. Замесите тесто с добавлением дрожжей, дайте ему настояться (в это
время дрожжи размножились до необходимого уровня и приступают к
переработке сахара, содержащегося в муке, в спирт и углекислый газ) и
выпекайте. Спирт в процессе выпечки улетучится, а пузырьки газа
превратятся в те самые забавные дырочки.
Вообще с дрожжами
можно провести множество увлекательных экспериментов. Например, замесить
одинаковые комочки теста, но с добавлением разных дрожжей — сухих,
влажных прессованных или самодельных, и сравнить, какое тесто быстрее
поднимется. Результатами мама может воспользоваться при очередном замесе
домашнего хлеба. Можно поэкспериментировать с составом: добавлять
больше сахара, масла или молока, а дрожжи взять одинаковые и проверить, в
каком кусочке теста дрожжи лучше размножаются. Можно изучить влияние
температуры на скорость подъема теста: поставить одинаково замешанные
комочки теста в тепло (на батарею, возле плиты), на холод (на окно или в
холодильник) и оставить при комнатной температуре. Все проведенные
опыты наглядно помогут девочкам — будущим хозяйкам! — понять и запомнить
основные условия правильного замеса дрожжевого теста, а мальчишкам —
любознательным экспериментаторам — незаметно приобщиться к помощи маме
на кухне.
„Бархат" на сметане
На поверхности многих
кисломолочных продуктов (чаще на сметане или простокваше) после долгого
хранения иногда можно увидеть красивый бело-кремовый бархатистый налет.
Это снова знакомые нам микроорганизмы — плесневые грибы, точнее, их
представитель — молочная плесень. В отличие от кисломолочных бактерий,
молочная плесень, если уж завелась в продукте, съедобным его не сделает.
Поэтому полюбуйтесь природным „бархатом" и без сожаления выбросьте
продукт.
Кто живет в квасе?
Для опыта подойдет старый квас или пиво, одно условие: квас должен быть натуральным, то есть так называемого живого брожения.
Ничего особенного с ним делать не нужно — просто налейте в емкость и
поставьте в кухне на стол. Крышкой плотно закрывать не нужно. Через
какое-то время на поверхности кваса образуется тонкая пленка, состоящая
из множества уксуснокислых бактерий. Одновременно появляется и со
временем усиливается характерный запах уксусной кислоты. Объясните
малышу, что эти бактерии любят кислород, содержащийся в воздухе, и
поэтому плавают на поверхности, а не опускаются на дно; они переработали
спирт, содержащийся в квасе, в резко пахнущую уксусную кислоту.
Почему не портится яйцо?
Опыт можно проводить после того, как вы обратите внимание ребенка на
распространенное в природе и быту явление — порчу продуктов. Все, что
бывает у нас на столе, так или иначе, рано или поздно подвергается порче
— скисает, загнивает, плесневеет. Все, да не все! И без применения
химических консервантов можно найти удивительные продукты, защищенные от
порчи самой природой, — лук, чеснок, мед, яйцо...
Вот о
последнем и пойдет речь. Предложите юному ученому разбить куриное яйцо,
отделить желток и провести эксперимент над сырым белком. Нужно налить
его в какую-нибудь посуду и для сравнения рядом поставить другой продукт
в той же посуде, например молоко. Малышу необходимо дождаться момента,
когда белок начнет портиться. Когда это произойдет? Если курица, снесшая
яйцо, была здорова, то никогда — белок, скорее, просто высохнет, чем
начнет гнить. А помогают ему в этом специальные вещества, главное из
которых — лизоцим (он, кстати, есть и в организме человека — содержится в
слюне и слезной жидкости), защищающий содержимое яйца от бактерий.
Может быть, этот опыт убедит, наконец, маленького нехочуху съесть
полезное яичко? Словом, подружитесь с микробами сами и научите этому
своего малыша — это ж весело и полезно. Прививайте ребенку радость
занятий наукой с самого раннего детства!