Морской флот прошел длинный путь от выдолбленной лодки древнего египтянина до современных крейсеров. С появлением новой цивилизации появлялись новые орудия, новые средства передвижения. Не обошел прогресс и кораблестроение.
[]
Первые суда, перевозившие груз в Египте, в четвертом веке до н.э. управлялись веслами и парусом, который крепился к съемной мачте. Весел было шесть. Корпус обшивался пластинами, сделанными из акации. Для большей надежности и прочности протягивались канаты. Длина корабля – 25 метров, ширина – в пределах 5. Это простейшие суда, но, в отличие от лодок, они уже имели палубу. В основном их использовали для речного судоходства. Для дальних плаваний они были слишком ненадежны.
Следующим этапом в эволюции кораблестроения стали торговые суда древних египтян. С расширением торговых связей требовались более надежные конструкции, которые выдерживали бы морскую стихию и вес перевозимых товаров. Древние корабельные мастера дополнили судно, носовую и кормовую части брусьями.
Весла находились в уключинах и были закреплены, увеличился их размер. Корпус стягивался канатом, но уже имелись специальные опоры для крепежа. Добавились места для груза на корме и в носовой части.
Первые боевые корабли египтян были восстановлены историком из Швеции, изучающим историю кораблестроения В. Лундстремом. Военные суда 1200 года до нашей эры в сравнении с грузовыми были мощнее и надежнее. Удлиненный корпус с крепким килевым брусом дал возможность обойтись без стяжки канатом. Килевый брус заканчивался тараном из металла в форме зверя.
Надежность и прочность судна усилили за счет банки (скамеек) от одного борта до другого. Для обороны от града стрел был сделан фальшборт. Площадки для лучников находились не только в передней части, но и в кормовой. На ахтерштевне – рулевое весло. Военное судно египтян имело длину до 35 метров.
Очень необычные были галеры Эгейского моря в восьмом веке до нашей эры. Они напоминали своей формой мифических неведомых чудовищ. Историки считают, что созданы в таком виде они были явно для устрашения врагов. Узкое длинное судно с сильно выступающим орудием-тараном и двумя веслами на кормовой площадке, с грозными оленьими рогами в носовой части... Галера такого типа смотрелась действительно устрашающе. Длина ее была около 30 метров.
Ливанский кедр – отличная штука для изготовления прочных морских кораблей. Финикийцам повезло с лесным богатством. Правда, распоряжались они этими дарами природы так же, как и в современном мире, – после нас хоть потоп... Леса вырубали полностью, оставляя за собой степи да пустыни. Ну, это к слову.
Торговые суда Финикии 1500 года до нашей эры смотрелись впечатляюще. Большие, мощные, вместительные. Два кормовых весла, по бортам решетчатые крепления для защиты груза, паруса прямоугольной формы – на двух изогнутых реях. В передней части галеры укреплена емкость (амфора) для питьевой воды.
Следующий этап в эволюции флота – бирема. Бирема – боевое судно, габариты – 30 м длина и 5 м ширина. Закрепленные весла опирались на брусья в верхнем ряду. В нижнем весла проходили сквозь отверстия в бортах. Гребцы наверху помещались на палубном бимсе, внизу место было на скамьях (банках).
Основное орудие биремы – подводный таран. Парус на мачте – прямоугольный. Эффективность бирем в сравнении с карфагенскими пентерами оказалась ниже, поэтому в дальнейшем кораблестроители постарались внести более эффективные решения в строительство галер.
Финикийская бирема отличалась только тем, что корабли были двухэтажные, верхний – для воинов и лоцмана. Длина боевой финикийской биремы не превышала 30 м. Паруса были съемными, применялись лишь при попутном ветре. Таран, окованный бронзой, служил главным оружием этого корабля.
Историкам удалось найти изображение римской галеры – актуарии. Высокобортное судно, на корме которого находился акростоль (раковина), и трезубец (таран). Также на корме были закреплены 2 мощных рулевых весла. Парус натягивался при ветре, крепился к съемной мачте.
Греческая боевая галера – триера, имела 3 ряда весел по каждому борту. Это, пожалуй, известнейшее судно среди галер того времени. В Риме она называлась трирема. Длина корпуса доходила до 40 м, ширина – 4,5 м. Паруса с двумя мачтами перед боевыми действиями убирались.
Скорость под парусами равнялась 5 узлам (в некоторых источниках упомянуто 9 узлов). Управление осуществлялось двумя рулевыми веслами. Таранных орудий было тоже два – надводный, а также под водой. У триер имелась и верхняя палуба с трюмом внизу.
На этом путь эволюции кораблей не заканчивается: в конце эпохи средневековья произошло возрождение галер. Но это уже другая история.
«ШколаЖизни.ру»
|