Первое, что важно понимать: в реальности никаких абстракций не
существует. В реальности существуют только конкретные объекты и явления.
А все абстракции существуют исключительно в человеческом мышлении. []
Например, в реальности существует конкретная береза, растущая под
вашим окном. Но ее можно абстрагировать вместе со всеми остальными
деревьями в абстрактном слове «дерево». Далее можно сделать еще большую
абстракцию – «растение». И еще большую – «живое существо». И еще большую
– «материальный объект». И даже еще большую – просто «объект».
То есть абстракция – это некое обобщение конкретных явлений.
Множество разных деревьев можно назвать словом «дерево». По сути,
бесконечное множество деревьев можно назвать таким словом. Но в
реальности «дерева вообще» нет. Ни одного «дерева вообще» в реальности
не существует.
Собственно, в абстракциях нет ничего плохого. Они нужны для решения
определенных сложных задач. Проблемы начинаются тогда, когда в нашем
мышлении абстрактного становится больше, чем конкретного.
В этом случае оказывается, что наше мышление ушло из реального мира в
мир абстракций. Который, собственно, только в мышлении и существует. И
начинает человек безуспешно решать абстрактные задачи, страдать от
нерешенных абстрактных проблем, задаваться абстрактными, а значит
заведомо не имеющими правильного ответа вопросами…
Самый известный пример запредельно абстрактного вопроса, ошибочно
принимаемого за реальность: «В чем смысл жизни?» Здесь оба слова – и
«смысл», и «жизнь» – запредельные абстракции. Смысл вообще? Жизнь
вообще? Как это?
Собственно, если понаблюдать за своим мышлением, таких абстрактных
понятий, вопросов и рассуждений наблюдается запредельное множество. Люди
страдают от абстрактной депрессии, пытаются преодолеть абстрактную
лень, ищут абстрактное счастье, мучаются от несоответствия абстрактным
идеалам, озабочены проблемами абстрактного добра и абстрактного зла (не
замечая конкретного добра и конкретного зла, которые творят они сами и
другие люди), пытаются абстрактно улучшить свою абстрактную жизнь,
стараясь найти абстрактное призвание… Список можно продолжать
бесконечно.
Собственно, человек, думающий исключительно абстракциями, просто
перестает быть живым. О чем-то живом, настоящем, реальном он подумать
уже не может – мысли переполнены абстракциями. А конкретика кажется
чем-то мелким, неважным и незначительным. Хотя на самом деле,
разумеется, все в точности наоборот.
Поэтому очень важно уметь отличать, где конкретика, а где абстракция.
Конкретные явления – они наблюдаемы, находятся в конкретном месте и
времени, их можно увидеть, услышать, ощутить, они единичны и уникальны,
они изменчивы, с ними, как правило, можно что-то сделать. Абстракции,
напротив, находятся исключительно в наших рассуждениях, обозначают сразу
бесконечное множество явлений, вечны и постоянны, и сделать с ними
ничего нельзя, потому что они просто нереальны. Это просто мысли. Их
можно или думать, или не думать. И всё.
Конкретное – это трава на лужайке. Абстрактное – «жизнь во
Вселенной». По лужайке можно, например, пройтись. А что делать с «жизнью
во Вселенной» – непонятно. Непонятно даже, что это вообще такое.
(Кстати, понятие «я» – тоже абстракция. Вы об этом не задумывались? Попробуйте.)
Причем, что самое смешное – абстрактное просто не может существовать
без конкретного. Как я уже написал, абстрактные понятия – это просто
обобщения конкретных явлений. И если перестать думать о конкретных
явлениях – абстрактные тоже очень быстро закончатся. И тогда подумать
вообще ничего будет нельзя. Наступит мыслительный ступор.
Итого. Мышление, чтобы оно приносило пользу, должно быть как можно
более конкретным. Абстракции, разумеется, тоже можно использовать, но
только в контексте решения конкретных задач. И любые абстрактные
рассуждения обязательно должны проверяться на конкретных экспериментах.
То есть абстрактное должно начинаться из конкретного и в конкретном же
заканчиваться.
Потому что только конкретное – реально. А все абстрактное – нереально.
«ШколаЖизни.ру»
|