Немногие в настоящее время знают о древнем боевом искусстве Индии — каларипаятту (или капарипладжат). Однако, оказывается, оно настолько древнее, что является «исходной точкой» для знаменитого китайского кунг-фу. Можно сказать, что каларипаятту — это «дедушка» для многих восточных единоборств, возникших на его основе.
[]
Существует легенда, что боевое искусство древних индийцев появилось на земле Кералы благодаря «герою с топором» Парашураме («Рама с топором»), шестой аватаре бога Вишну, который избавил брахманов от изнуряющей тирании воинов-кшатриев. Парашурама бросил в воду свой топор и приказал волнам отступить от этого места. Волны повиновались, и появилась полоска земли между морем и горами — прибрежная Керала. На этой святой земле Парашурама поселил 3600 брахманов, которые приняли от него право носить оружие, то есть выполнять обязанности воинской касты кшатриев. Местная легенда вносит уточнения к основной: «Парашурама, дабы сокрушить своих врагов, основал сорок два калари и привёл туда брахманов высшей касты, чтобы они совершали там обряды; также он обучил двадцать одного мастера калари, как побеждать врагов».
На местном языке «калари» означает «священное место», а слово «паятту» — бой, боевые приёмы. Таким образом, капарипаятту — это бой в святом месте. Никто не может сказать с точностью, когда оно появилось, счёт идёт на тысячелетия. Так, наиболее древний трактат по каларипаятту, «Асата вадиву», был записан на пальмовых листьях более двух тысяч лет назад. Каларипаятту упоминается ещё в двух древних книгах — «Данурведе», в которой рассказывается об искусстве ведения войны, и «Аджурведе», медицинском трактате. Но предполагают, что в Индии каларипаятту занимались в течение трёх тысяч лет, возможно, даже больше.
Примерно в IV веке некий буддистский монах, придя в Китай, принёс с собой знания о боевом искусстве индийцев в монастырь Шаолинь, откуда впоследствии «вышли» и кунг-фу, и прочие восточные единоборства.
В современной форме каларипаятту сложилось к XI-XII векам новой эры. Основными хранителями этого боевого искусства стали члены особой касты наджаров — воинов армии феодальных правителей.
В каларипаятту выделяют два стиля: более древний — южный, сохранивший первозданный облик боевой техники, и северный, ныне представляющий собой в основном, искусство военного танца.
ЗНАНИЯ — СИЛА
Каларипаятту — это стиль жизни, путь физического и духовного развития. Один из основных его принципов — абсолютная координация разума, тела и энергии.
В «программу» обучения входит система вводных упражнений, которые подготавливают практикующегося к занятиям и бою; поединки на мечах, кинжалах, копьях, палках; техника самозащиты без оружия, дыхательные упражнения и медитация, а также таинственная наука жизненно важных точек — мармас, медицинские знания по излечению ран и травм и ещё ритуалы, позволяющие добиться успеха в бою.
Возраст, в котором можно начинать овладевать знаниями каларипаятту, приблизительно 7 лет. Конечно, в ученики идут, в основном, мальчики, но и для девочек, особенно из боевой касты наджаров, имеется возможность постичь древнюю боевую науку. В истории сохранились имена нескольких женщин, которые преуспели в искусстве каларипаятту.
В процессе длительных тренировок «новобранцы» учатся в первую очередь самоконтролю, умению концентрировать свои силы и... смирению. Затем наступает черёд более сложных стадий, требующих абсолютной отдачи, прежде чем наступит время для третьей ступени — вооружённого поединка, или анкатхари.
Учителей каларипаятту называют ашану. Занятия традиционно проводятся в калари — выкопанном в земле углублении в полтора метра, с крышей из пальмовых листьев, с алтарём, на котором установлены изображения божеств-хранителей калари, очень часто это алтарь богини войны и отваги Махакали. Первый шаг сюда полагается делать правой ногой, затем входящий обязан коснуться рукой пола и поднести её ко лбу (взять прах), после поклониться в знак уважения к калари, а потом встать на колени перед учителем и прикоснуться лбом к его ступне.
Когда-то практически в каждой индийской деревне были свой калари и мастер, обучавший детей боевому искусству.
ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ
Считается, что техника каларипаятту родилась из наблюдений за движениями восьми животных: тигра, льва, лошади, павлина, слона, змеи, боевого петуха и дикого кабана.
Основой боевого искусства являются четыре вида садхакам, или упражнений (для рук, для ног, для тела и прыжки, основанные на силе дыхания). Вообще садхакам в полном понимании — это ежедневная тренировка, доводящая навыки ученика до совершенства. Высшая стадия — сиддхи — есть особая концентрация в теле физической и духовной энергии, раскрывающая потаённый потенциал человеческого тела, дарящая экстраординарные способности.
К таинственной науке жизненных точек (мармачикитса) бойцы допускаются не сразу и не все. Один из трактатов гласит «... наблюдай за учеником 12 лет и лишь после этого делись с ним знанием. Не делись этим знанием с жестоким, но лишь с Шива йоги».
Только овладев искусством полного контроля своих сил и эмоций, показав себя с лучшей и светлой стороны, ученик может рассчитывать на возможность постичь великое и опасное знание.
Известно, что существует более 100 мармас, или жизненно важных точек Семь из них столь чувствительны, что владеющий знанием может заставить любого потерять сознание или равновесие всего лишь одним прикосновением к ним.
Мало того, существуют настоящие «точки смерти» — удар в них может мгновенно убить. Касание к другим — вызывает сильную боль либо паралич (иногда на несколько месяцев). Но не все точки на теле столь опасны. С их помощью можно лечить, восстанавливать равновесие элементов в теле.
Все учителя каларипаятту одновременно являются и прекрасными врачевателями, а сам традиционный калари — это ещё и места, где лечат. Ашану пользуются громадным уважением и почитаются как обладатели целительной силы. Они в своей врачебной практике используют специально приготовленные мази и масла, легко справляются с вывихами, переломами, могут остановить кровотечение, а могут лишь простым наложением своих ладоней на больное место анестезировать повреждённую руку или ногу.
Исследователи утверждают, что большую роль в искусстве каларипаятту играет древняя воинская магия, однако о ней мало что известно, а посвящённые в неё свято хранят тайну.
В каларипаятту имеется также много техник динамической йоги, о которой непосвящённые мало что слышали. Между тем именно эти загадочные техники через определённую организацию психики открывают практикующим доступ к энергиям шакти — энергиям духовного роста и действий в физическом мире.
Когда Индия оказалась под колониальным гнётом Англии, искусство каларипаятту стало исчезать. Колонизаторы видели в нём опасность для себя и безжалостно уничтожали мастеров и их школы. Впрочем, для опасений у англичан были реальные основания, и в Керале до сих пор считают, что если бы не предательство своих, англичане никогда бы не смогли захватить эту землю.
Но каларипаятту не исчезло полностью, его знания сохранялись в народе и бережно передавались от поколения к поколению. И в XX веке началось активное возрождение этого забытого боевого искусства, увлечение древним боевым знанием продолжает набирать обороты.
Удивительное дело — большая часть современных мастеров каларипаятту по-прежнему относится к особой боевой касте наджаров и ведёт свою родословную от времён куда более древних, чем приход английских колонизаторов.
http://wonderwork.ucoz.com/
|