Закончился Успенский пост, а это значит, что пришла пора
свадеб у казаков, которые могли длиться несколько недель, а
подготовка к ним занимала годы. []
Свадьба
на майдане. Во времена Ермака у казаков было
принято проводить свадьбы на майдане, т. е. главной площади
станицы или хутора. Этот обычай в казачьих краях помнят до
сих пор, рассказывая о тех временах, когда община определяла
судьбу будущих супругов. Казак выбирал себе невесту из числа
местных девушек или их тех, которые попали в станицу после
военных набегов - появлялись в казачьих краях турчанки,
карачаевки и чеченки. О своих намерениях пожениться казак
говорил на майдане: «Ты, Наталья, будь мне
женой!», а невеста в свою очередь, поклонившись ему в
ноги, отвечала: «А ты, Михаил, будь мне мужем».
После этого казак обращался к жителям станицы: «Вот
честная станица, она мне жена, а ей муж», а станичники
выкрикивали: «В час добрый!». Перекрестившись и
поклонившись во все стороны, молодожены целовали друг друга
и принимали поздравления от присутствующих. Таким же
образом проходил развод. Казак приводил на майдан жену и
заявлял собравшимся: «Она мне больше не жена. Она мне
была услужлива и верна. Кто ее желает в жены — может
взять». После этих слов казак отпускал свою бывшую
супругу, которую сразу же мог позвать в жены другой казак,
изъявивших желание жениться. Он накрывал ее своих кафтаном и
объявлял о своих намерениях. Молодоженов обычно величали
князем и княгиней. Древние обычаи были настолько крепки
среди казаков, что даже при сочетании браком по правилам
православной церкви молодожены исполняли древний обряд
бракосочетания на майдане, который просуществовал до конца
XVIII века. Свадьбе - свое время Свадьба у
казаков проводились в определенное время, связанное с
православными праздниками, постами и полевыми работами.
Обычно свадьбы «игрались» в течение осеннего
(между Успенским и Рождественским постами) и зимнего мясоеда
( между Рождественским и Великим постом). Иногда свадьба
«справлялась» на «красную горку»
(первое воскресенье после Пасхи).На свадьбу приглашались все
родственники, друзья и соседи. Гуляли все станицей, говорили
об этом старики. Чтобы «справить» свадьбу
требовалась крупная сумма денег, поэтому с торжеству
готовились заранее (за пару лет). Родители жениха не
могли опозориться, поэтому иногда распродавали большую часть
имущества, чтобы отпраздновать бракосочетание.
«Свадьба сорочку найдет: все до последней сорочки
придется вынуть — хоть в работники после нанимайся, а
свадьбу справь», поговаривали родители жениха. В этой
связи, родителям невесты было немного проще: «Коли у
тебя нечем дочь справить, то и сват поможет. Девушку всякий
с охотой возьмет — плохо справлена, зато
работница». Семейный совет, смотрины и
сватовство — долгий путь к свадьбе На
семейном совете принимают участие все ближайшие родственники
и крестные родители жениха. Главной роль здесь отведена
матери, которая давала наставления сыну о том, какую невесту
выбрать. После начинались смотрины невесты. Старики
говорили: «Не видавши товару, не торгуй». Вместе
с ними отправлялся в гости к невесте жених. Молодые, иногда
впервые, знакомились и общались. Если же понравились друг
другу молодые, то к невесте через некоторое время
отправлялись сваты. Сваты приходили в дом невесты вечером,
что бы обсудить с ее родителями свадьбу, рассказать о
достоинствах жениха и разузнать о невесте. От удачной беседы
сватов и родителей зависело будущее молодых — могли и
не договориться о свадьбе и разойтись ни с чем. После сваты
приводят в дом жениха. Родители проверяли чувства молодых
так: «если любы они друг другу, то путь поцелуются три
раза, а если при свете не могут, то и свечу потушим».
В темноте молодые впервые целовались. Старики и сваты
радовались и обсуждали уже свадебные хлопоты: «Дай же
нам Господи, любезные сваты, что задумали благополучно
окончить. Дай Господи, любезные сватеньки, начатое дело
кончить» и осушали рюмки за счастье молодых. После
чего пожимали друг другу руки, тем самым подтверждая
договор. Поезд князя и выкуп невесты На
семейном совете принимают участие все ближайшие родственники
и крестные родители жениха. Главной роль здесь отведена
матери, которая давала наставления сыну о том, какую невесту
выбрать. После начинались смотрины невесты. Старики
говорили: «Не видавши товару, не торгуй». Вместе
с ними отправлялся в гости к невесте жених. Молодые, иногда
впервые, знакомились и общались. Если же понравились друг
другу молодые, то к невесте через некоторое время
отправлялись сваты. Сваты приходили в дом невесты вечером,
что бы обсудить с ее родителями свадьбу, рассказать о
достоинствах жениха и разузнать о невесте. От удачной беседы
сватов и родителей зависело будущее молодых — могли и
не договориться о свадьбе и разойтись ни с чем. После сваты
приводят в дом жениха. Родители проверяли чувства молодых
так: «если любы они друг другу, то путь поцелуются три
раза, а если при свете не могут, то и свечу потушим».
В темноте молодые впервые целовались. Старики и сваты
радовались и обсуждали уже свадебные хлопоты: «Дай же
нам Господи, любезные сваты, что задумали благополучно
окончить. Дай Господи, любезные сватеньки, начатое дело
кончить» и осушали рюмки за счастье молодых. После
чего пожимали друг другу руки, тем самым подтверждая
договор. Поезд князя и выкуп невесты На семейном
совете принимают участие все ближайшие родственники и
крестные родители жениха. Главной роль здесь отведена
матери, которая давала наставления сыну о том, какую невесту
выбрать. После начинались смотрины невесты. Старики
говорили: «Не видавши товару, не торгуй». Вместе
с ними отправлялся в гости к невесте жених. Молодые, иногда
впервые, знакомились и общались. Если же понравились друг
другу молодые, то к невесте через некоторое время
отправлялись сваты. Сваты приходили в дом невесты вечером,
что бы обсудить с ее родителями свадьбу, рассказать о
достоинствах жениха и разузнать о невесте. От удачной беседы
сватов и родителей зависело будущее молодых — могли и
не договориться о свадьбе и разойтись ни с чем. После сваты
приводят в дом жениха. Родители проверяли чувства молодых
так: «если любы они друг другу, то путь поцелуются три
раза, а если при свете не могут, то и свечу потушим».
В темноте молодые впервые целовались. Старики и сваты
радовались и обсуждали уже свадебные хлопоты: «Дай же
нам Господи, любезные сваты, что задумали благополучно
окончить. Дай Господи, любезные сватеньки, начатое дело
кончить» и осушали рюмки за счастье молодых. После
чего пожимали друг другу руки, тем самым подтверждая
договор. Поезд князя и выкуп невесты
Жених, получивший благословение от родителей,
отправлялся в день свадьбы к невесте. Впереди него шел
священник с крестом. Жених шел вместе с дружком и сватами. А
возле него двигался «княжеский поезд» —
казаки на лошадях едут по бокам торжественной процессии,
заставляя прохожих снимать верхние уборы и поклоняться к
жениху, который в этот день приравнивался к
«князю». Во дворе «княжны» процессия
останавливалась. Невеста уже ждала своего возлюбленного в
красном углу, «под святыми», в ее руках
находилась «держава» — плетка, обшитая
золотом и серебряными бляшками. Братья являлись охранниками
и торговались с женихом. После выкупа брат передавал дружку
«державу, а невеста сходила со своего места. Дружок
просил благословения у родителей невесты. Родители бросали
на пол дома шубу, молодые вставали на колени — так
благословляли молодоженов. Теперь все родственники и друзья
отправлялись в церковь, где проходило таинство венчания. В
церкви косу невесты расплетали, которые вновь заплетали
«по-женски» и надевали повойник (головной убор
замужних женщин). Родители встречали новобрачных на
входе в дом невесты с караваем и солью. Молодые
прикладывались к святому образу в сенях и целовали хлеб.
После этого вся процессия отбывала в дом жениха, где
проходил праздничный пир, который мог длиться несколько дней
и даже недель. Пир на всю станицу и первая брачная
ночь В доме жениха собираются все гости, жених
с невестой сидят в переднем углу, встречают гостей и
провожают их в горницу, где стоят столы с закусками, вином и
водкой. После этого молодоженов дружка и сваха отводят в
спальню. Они же помогают снять с невесты платье, а невеста
должна была снять сапоги с ног жениха. Дружка в это время
ложится на кровать и приговаривает: «холодна кровать,
надо ее погреть». Молодых кладут на кровать, накрывают
одеялом и оставляют одних. Пока молодые находились в
спальне, все остальные продолжали пировать. Заключительным
днем пира является «отводы», когда проводится
обед у родителей невесты, где присутствовали старики с обеих
сторон. Так свадьба подходила к концу. Александр
Гаврилов.
|