Любознайка Воскресенье, 19.05.2024, 06:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2022 » Апрель » 11 » «Хари»: в каких случаях на Руси носили маски
16:01
«Хари»: в каких случаях на Руси носили маски
 
 

Традиции использования масок существуют практически у всех народов. Изготавливают их обычно из подручных средств – кожи, меха, шерсти, ткани, дерева. А вот цели использования являются самыми различными. Например, для чего использовали маски на Руси?

[]

Ритуальные обряды

В языческую эпоху на Руси проводили ритуалы в честь богов. Например, поклонялись богу Солнца Яриле и «скотьему богу» Велесу. С 25 декабря по 6 января (Велесов день) праздновали поворот солнца на весну – Коляду. «Коло» означало солнце, только еще нарождающееся. Это понятие было также связано с солярными символами — колесом и кругом.

«Коляду… наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима, — пишет исследователь В. Корпусев в работе “Маски всех времен и народов”. — Согласно поверьям, она превращает его в волчонка… Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты».

Руководили обрядами волхвы, надевавшие изготовленные из бересты или кожи маски, на которых краской изображались глаза, нос, рот и другие черты. Могли приделать к маске рога, длинный нос, бороду из пакли или конского волоса. Все это призвано было отпугнуть злых духов и привлечь добрых.

Использовали маски и для различных магических ритуалов – скажем, когда призывали дождь. Назывались они «харями» и «лярвами». Часто это были личины животных. Так, маска медведя символизировала богатство, козы – плодородие, коровы – долгую жизнь, волка – злость и тупость, лисы – хитрость. Маски старика или старухи указывали на мудрость и связь между поколениями.

Есть сведения о том, что некоторые древнеславянские ритуалы с применением масок носили сексуальный характер. Надевая маски, люди как бы теряли свое истинное лицо, превращались в тех, кого они изображали. И в этом обличье они могли, скажем, вступать в половые отношения, не состоя в браке, с чужими мужьями и женами. Возможно, это было связано с культом плодородия, испокон веков ассоциировавшимся с сексуальной и детородной сферой.

Ряженье на праздники

С приходом христианства обряды в честь Коляды превратились в святочные, рождественские. Однако древние языческие ритуалы скрывания лиц нашли свое отражение в обрядах колядования или ряженья, проводившихся на праздники – обычно на Святки или Масленицу. Ряженые в разнообразных масках — «козы», «аиста», «черта», «еврея» — ходили от дома к дому, показывая театрализованные представления, исполняя колядки – особые обрядовые песни. Изначально они символизировали своим обличьем спустившиеся на землю в канун праздника души умерших предков. Их необходимо было задобрить, чтобы это принесло благополучие дому и семье, изобилие, хорошие урожаи и т.п. Именно поэтому ряженых принято было угощать различной снедью.

Ряженые чувствовали себя раскованно, не соблюдали строгих правил поведения, они часто позволяли себе поступки и высказывания, недопустимые в обычных обстоятельствах. Маски как бы меняли их личность.

 

Религиозные представления и традиции скоморошества

Долгое время в христианской Руси носить маски практически запрещалось: это полагали «бесовским» занятием, ведь именно дьявол любит принимать чужие личины. 23 правило Номоканона гласило: «…или наличники, яко же в странах латинских зле обыкше творят, различная лица себе притворяюще».

Однако бывали и исключения. Так, в XII-XIII столетиях в храмах, когда ставили драмы на религиозную тематику, артисты надевали маски святых, ангелов, мучеников, чертей и т.д.

Также существует гипотеза, что маски носили скоморохи. Эти бродячие актеры («игрецы») считали своим покровителем языческого бога Велеса и использовали культовую языческую атрибутику, в состав которой, возможно, входила и маска: «Умысли сатана, как отвратить людей от церкви и, собрав беси, преобрази в человеки, и идяше в сборе велице упестрене в град, одни бияху в бубны, другие в козици и в сопели сопяху, иные же возложиша на лица скураты и деяху на глумленье человеком». («Православный собеседник», 1810).

Предположительно именно скоморохам принадлежали кожаные маски из Новгорода, найденные в культурных слоях XIII-XIV веков. Их обшивали мехом или материей, чтобы придать облик какого-либо животного или мифического существа. Надевали их, судя по всему, на Святки и на летние праздники, например, «русалии», как именовали Троицкую неделю.

 

Маскарады

Традиции маскарада, позаимствованные у Западной Европы, были введены в России только при Петре I. Начиная с 1722 года на Руси стали устраиваться маскарадные шествия. По улицам двигались процессии ряженых, которые кричали, пели, играли на музыкальных инструментах. Зимой ездили на санях и лошадях. Постепенно вошли в моду балы-маскарады, куда гости обычно являлись в костюмах и бархатных полумасках, однако скрывавших черты лиц. Нередко участники маскарадов пользовались анонимностью масок, дабы скрыть свою личность. Так, сюжет пьесы Лермонтова «Маскарад» основан на чудовищной ошибке, совершенной главным героем: приняв постороннюю даму под маской за свою жену, он винит последнюю в измене и убивает при помощи яда… Кстати, цензура того времени не пропустила пьесу, поскольку поэт якобы осмелился критиковать проходившие тогда костюмированные балы в доме Энгельгардта.

Одним словом, маска, где бы и как она ни применялась, была связана с мотивом «оборотничества», позволяла человеку перевоплощаться в кого-то другого. Поэтому маски всегда играли особую, сакральную роль, на время уводя из повседневной реальности в «иной» мир.

 

                          https://cyrillitsa.ru/tradition/178632-khari-v-kakikh-sluchayakh-na-rusi-nosili-m.html

 

Просмотров: 71 | Добавил: Татьяна | Теги: По Руси. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь
    «  Апрель 2022  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024