Древнегреческий город Херсонес в Крыму - место, откуда, возможно, тысячу лет назад пошла православная вера
[]
Развалины Херсонеса
Ещё каких-то сто лет назад, этноним «русский» употреблялся куда чаще,
чем сегодня «россиянин», хотя Россией наше государство называлась и
тогда. При этом подразумевалось, что если уж ты русский, то значит точно
православный. А раз так, то, в общем то, отнюдь не Новгород и Киев
следует считать теми городами, откуда, как об этом написано в «Повести
временных лет» «Русская земля стала есть», а… город Херсонес в Крыму.
Город, в котором крестился князь Владимир, а значит именно оттуда, «от
греков», и пришла к нам христианская культура, плодами которой, а отнюдь
не древнего язычества (!), мы пользуемся до сих пор, и само понятие
«отечества». Но что это был за город и какова в этом была его роль?
Город на полуострове в Крыму
Херсонес был греческой колонией, основанной в 422–421 гг. до н. э.
выходцами из Гераклеи Понтийской. В V–IV веках до н. э., когда Херсонес
занимал участок около Карантинной бухты, он был опоясан небольшой по
протяженности стеной, которую в конце IV — начале III веко в. до н. э.
заменили новой. После этого длина оборонительных стен Херсонеса
составила около 3,5 км при максимальной их толщине 3,5–4 м. Высота стен,
по-видимому, достигала 8–10 м, а башен — 10–12 м. Общая площадь города к
этому времени, составила около 30 га.
Как и всякий греческий полис это был город земледельцев и ремесленников,
врачей и скульпторов, архитекторов, художников и поэтов. Причем,
Херсонес в переводе с греческого, как раз и означает «полуостров», то
есть само это название указывает на место его основания. По своему
устройству это была рабовладельческая республика, имевшая
демократическую форму правления, высшим органом государственной власти в
которой являлось народное собрание. Сначала его жители поклонялись
олимпийским богам, но с началом новой эры в Херсонес проникло
христианство, ставшее в IV в. его официальной религией. Памятники
античного искусства были безжалостно разрушены, а вместо них построены
христианские церкви, часовни и монастырские здания. В V в. Херсонес
вошел в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из её
провинций. К этому времени изменился не только внешний облик города, но и
его имя: византийцы называли его Херсоном, а вот славяне, торговавшие с
Византией, ходившие на неё военными походами и любившие переиначивать
на свой лад иноязычные имена и названия — Корсунем.
Как сделать из врага друга?
Как известно, славянский князь Святослав прибил на «врата Царьграда»
свой щит, знаменуя свою победу над византийцами и тем, разумеется, это
не понравилось. Требовалось «сделать из врага друга», но как? И вот
тут-то на помощь византийцам пришла сама судьба: князь Владимир пожелал
отказаться от язычества и выбрать для своей крепнущей державы одну из
так называемых «мировых религий». Известно (по крайней мере, так
написано в летописях), что до принятия христианства князь Владимир
приносил человеческие жертвы языческим богам, и девиц обесчестил без
счета, однако потом задумался о выгодах единобожия и организовал своего
рода «выбор вер», о чём эти же самые летописи рассказывают достаточно
подробно.
Здесь вряд ли имеет смысл приводить описание того, как именно он
проходил, но вот то место, в котором говорится, как князь «полюбил» веру
греческую, привести необходимо. «И пришли мы греческую землю, и ввели
нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле
мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и
рассказывать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми,
служба их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той,
ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так
и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве» — сообщает нам «Повесть
временных лет».
Западные ворота
Там же описан приход к князю Владимиру булгар-мусульман, предлагавших
ему веру мусульманскую: «приходили болгары магометанской веры, они
говорили: «Ты, князь, мудр и смышлен, а закона не знаешь, уверуй в наш
закон и поклонись Магомету». И спросил тогда их Владимир: «Какова же
ваша вера?», был дан ответ: «Веруем богу, и учит нас Магомет так:
совершать обрезание, не есть свинины, не пить вино, зато по смерти,
говорит, можно творить блуд с женами. Дает Магомет каждому по семидесяти
красивых жен, и избирает одну из них красивейшею, и возложит на нее
красоту всех; та и будет ему женой… Владимир выслушал все это, так как
сам любил жен и всякий блуд, но вот не понравилось ему обрезание,
воздержание от свиного мяса и от питья. Он сказал: «Руси есть веселие
пить, не можем без этого быть». То есть все дело оказывается в том, что и
князь, и его окружение, не говоря уже о его народе, любили пьянство
больше блуда, а, кроме того, он видимо, просто побоялся обрезания.
Крестившийся в водах Днепра…
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то
есть приблизительно в 988 году н. э.) Киевский князь Владимир
Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви.
После чего, присланное императорами Василием II и Константином VIII
Порфирородными и Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом
византийское духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или)
Почайны.
Князь же во время крещения своего народа вознёс молитву следующего
содержания: «Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя
люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже
уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну,
и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою
державу, побежю козни его!»
…или же крестившийся в Корсуни?
Однако многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По
византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключил с
Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука
царевны Анны, сестры императоров — соправителей братьев Василия и
Константина, которые хотя и пообещали отдать её в жёны Владимиру, однако
посчитали это требование крайне унизительное для ромейских басилевсов,
так что не стали его выполнять. Тогда в ответ на это в самый разгар
войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им после
девятимесячной осады.
Крещение Святого князя Владимира
Тут-то уж императорам поневоле пришлось отдавать Анну за русского князя,
но при условии его предварительного крещения. Владимир, однако, тоже не
слишком спешил с исполнением обряда, и потому… ослеп. А после этого
сразу же крестился, был наречён именем Василий — в честь своего
восприемника императора Василия II, и, разумеется, тут же совершилось
чудо, и князь обрел зрение. После этого по сообщению летописи, он
«вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою) —
т. е. возвратил город грекам. Так что где бы в действительности не
крестился князь Владимир, в сознании древнерусских летописцев захват
Корсуни был неразрывно связан с Крещением Руси и именно он предшествовал
распространению православия среди русского народа.
Херсонес — город памятник
После этих событий Византия заключила с Русью равноправный союз.
Херсонесу, служившему посредником в их торговле, он был очень выгоден.
Отсюда в Малую Азию и Византию отправлялись продукты сельского хозяйства
и животноводства; а из южных стран в Херсонес и далее, на север, везли
оружие, ткани, масло и виноградное вино. Однако со временем могущество
Византии ослабело, и к середине XV в. жизнь в нём окончательно угасла.
Прошло время, и земля погребла под собой руины этого некогда большого и
прекрасного города.
Собор Св. Владимира в Херсонесе
Лишь только 400 лет спустя, в 1827 г., здесь были начаты первые
раскопки, а в 1996 году решением ЮНЕСКО Херсонес был занесен в число ста
самых выдающихся памятников мировой культуры. Так что если вы вдруг
посетите Севастополь, то не забудьте посетить и музей-заповедник
Херсонес. Здесь просто интересно погулять среди развалин, увидеть
выложенную мозаикой мостовую, посмотреть на чудом сохранившиеся колонны
из мрамора.
В руинах античного театра на 1000 мест вы и сегодня сможете посмотреть
театральное представление, ну и, конечно же, никого не оставит
равнодушным прекрасный Соборный храм святого Владимира, который был
закончен постройкой в 1894 году, разрушен в годы войны и вновь
восстановлен лишь только в 2000 году. В заключение стоит сказать, что на
земле есть места, где дух времен буквально витает в воздухе и вот как
раз одно из таких мест — это Херсонес в Крыму.