«Мой прапрадед любил Россию и верил в нее. Я хочу, чтобы и мы верили, и чтобы чистота помыслов таких людей…вдохновляла нас всех».
Вера Войцеховская-Качалова
Новая жизнь старинной усадьбыЖизнь Юрия и Веры Войцеховских-Качаловых изменилась в 2009 году. Именно тогда они выкупили свою родовую усадьбу Хвалевское. И в течение всех этих лет, на свои средства и с помощью местных жителей, они восстанавливают семейное гнездо.
Усадьба Хвалевское, расположенная на берегу реки Суда, была построена в середине XIX столетия. Она принадлежала роду потомственных русских военных моряков Качаловых.
«Хвалевское – это имение на севере России, места, откуда родом мои предки Качаловы – Белозерские земли, река Суда, километрах в ста к востоку – Белое озеро, к северу – непроходимые леса. Ближайшие города – Белозерск, Тихвин, Новгород. Когда-то это была часть Белозерского уезда Новгородской губернии. Теперь Вологодская область. Края чистые и нетронутые.
Качаловы жили в этих краях издревле, дом в Хвалевском построен прапрадедом, Николаем Александровичем Качаловым. Дом белокаменный, с террасой, выходящей на быстроходную реку Суду».
В каждом слове, в малейшей интонации, которая слышна в рассказе хозяев, мы угадывали их искреннее восхищение и непреходящую радость от возвращения и обретения родового гнезда. Вера Войцеховская-Качалова призналась, что еще в раннем детстве слышала от дедушки рассказы о Хвалевском.
«Воспоминания о Хвалевском – это для меня что-то лучезарное, радостное, даже больше – это для меня святое. Вы все видели фильм «Хождение за три моря» и помните момент возвращения, когда он стоит на коленях и целует родную землю. Но переживали ли вы сами что-то подобное. Мы переживали нечто очень близкое и подобное этому каждую весну, когда в середине мая месяца, после учебного года возвращались на Хвалевское.
Было такое место, верст за 10 от нашей усадьбы. Называлось оно «Край». Мы останавливали лошадей, выходили из тарантасов, подходили к краю и перед нами далеко-далеко, но совершенно ясно и отчетливо открывался наш дом, сад, косогор реки… и с нами творилось что-то неописуемое».
Возможно, именно эта родовая память и привела Войцеховских-Качаловых в родные места. Тогда всплыли и детские воспоминания, и рассказы дедушки. Но главную роль – в обретении родового гнезда – сыграли местные жители, которые первыми пригласили потомков Качаловых на юбилей села. Старожилы до сих пор вспоминают Качаловых с благодарностью. Потому они с большой радостью восприняли известие о выкупе и восстановлении Хвалевского. Как признаются хозяева, их поддержало все село.
Усадьба Хвалевское простояла без хозяев почти век. Дед Веры Войцеховской-Качаловой уехал из России в Швейцарию на лечение в 1914 году. Но там его застала война. И вернуться он уже не смог.
«Мой дед Хвалевское вспоминал с восторгом и болью и после революции никогда там не был, хотя в Ленинграде гостил часто у своего старшего брата, члена-корреспондента Академии наук Николая Николаевича Качалова. Было известно, что в годы революции усадьба уцелела: Качаловых любили и уважали. Война прошла стороной. Сохранились фотографии середины 50-х годов прошлого века: разросшееся село, просторы, берега реки и усадьба, превратившаяся в местную школу».
Последние 20 лет здание стояло заброшенное с заколоченными окнами, и разрушалось. Но благодаря Войцеховским-Качаловым усадьба вновь ожила. Правда, как говорят сами хозяева, решение далось им нелегко.
ВосстановлениеКак призналась Вера Войцеховская-Качалова, мысль о покупке усадьбе зародилась сразу. И Борисово-Судское, и усадьба на высоком берегу реки, и сосновый лес никак не могли отпустить.
«Когда возвращались в Москву, проговорили всю ночь – а что если попробовать выкупить и восстановить? Потом как-то забылось. И вдруг месяц спустя в архиве Академии наук нашлась рукопись воспоминаний прапрадеда Николая Александровича. Пять тетрадей, исписанных мелким почерком. И много о Хвалевском, в том числе подробное описание, как строился дом. Как будто прапрадедушка шлет потомкам привет. Первая мысль – а может быть, жизнь так распорядилась, что дом нас дождался? И мы решились».
Правда, за усадьбу Войцеховским-Качаловым пришлось побороться. Не так давно территорию старой усадьбы пыталось приобрести с аукциона одно из крупнейших российских охотообществ, планирующее застроить исторический заливной луг гостевыми домиками. Тогда старому усадебному помещению скорее всего грозил бы снос, так как построить новый дом проще и дешевле, чем реставрировать старый. К радости жителей Борисова-Судского, аукцион выиграло семейство Юрия Михайловича и Веры Борисовны Войцеховских-Качаловых.
Сперва Войцеховские-Качаловы восстановили церковь Покрова Богородицы неподалеку от усадьбы. Там теперь регулярно проходит служба. Потом принялись за сам дом. На сегодняшний день усадьба почти восстановлена и этим летом планируется формальное открытие усадьбы.
«Когда в доме были убраны все позднейшие перегородки, открылось совершенно новое пространство. Дом как бы вздохнул, оживая, и стало возможным представить, каким он был, когда жила тут большая, дружная семья Качаловых».
БлагодетелиКак признаются владельцы Хвалевского, свою цель они видели не просто в реставрации старинного дома и церкви, но и в восстановлении духа и жизни в усадьбе.
Уже сейчас Хвалевское стало культурным центром региона. При нем открыта бесплатная художественная школа. Этой весной Хвалевское посетил известный русский художник Иван Глазунов. Он провел для местных детей живописный мастер-класс. Скоро в усадьбе откроется музей, а в большом зале планируется проводить благотворительные камерные концерты.
Сами Юрий и Вера Войцеховские-Качаловы несколько раз выступали перед школьниками, рассказывая им про историю усадьбы. Привозили хор русской песни. В прошлом году усадьбу посетил правнук П.А.Столыпина и выступил с докладом в школе.
Возможно, именно то единодушие, с которым встретили новых хозяев имения жители села, помогло довести восстановительные работы до конца. Местные жители помогают Войцеховским-Качаловым и сейчас. Музей при усадьбе постепенно наполняется экспонатами. И многие из них были подарены простыми людьми.
«Особо примечателен буфет, который раньше принадлежал Качаловым и находился в этой усадьбе. После революции 1917 года он был взят на сохранение семьей местных жителей. И провидение сохранило его для истинных владельцев. Передавала его назад в усадьбу по завещанию своего отца, дружившего с последним помещиком, местная 90-летняя старушка. Она всю жизнь собирала вырезки из газет с упоминанием усадьбы, которые тоже подарила Качаловым. На их изумленный вопрос, почему она их собирала, та ответила: «А я знала что вы придете. Я вас ждала».
Помогали жители села и в начале реставрационных работ в храме. Они бесплатно привезли пиломатериалы для строительства лесов вокруг храма, а средства на золоченый крест церкви были собраны борисовцами по инициативе главврача местной больницы Юрия Николаевича Болтова. Пожертвование на крест сделали и сами строители.
Восстановление усадьбы и «возрождение» культурной жизни в селе тронуло сердца не только местных жителей, но, прежде всего, навсегда изменило жизнь потомственных дворян Войцеховских-Качаловых.
«Восстановительные работы потребовали много сил, времени и средств. Вместо отпусков за границей или спокойных выходных в Москве последние 5 лет приходилось регулярно преодолевать огромные расстояния чтобы следить за ходом работ. Но мы получаем громадную душевную отдачу когда приезжаем туда или когда просто рассказываем нашим родным и друзьям об этом проекте и множестве удивительных историй связанных с усадьбой».
В усадьбу постепенно возвращается старинный дух и это ощущают все кому посчастливилось там побывать.
Хочется верить что данный рассказ воодушевит и других взяться за спасение ускользающей страницы нашей истории – русской усадьбы — и что таких примеров будет у нас больше.
Анастасия Некрасова