![](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236919076.jpg)
Эта старинная восточная техника не имеет аналогов в западном мире. По трудоемкости с ней не сравнится ни один другой вид резьбы, ведь только для подготовки основы изделия требуется несколько лет, огромное количество дорогостоящего натурального материала и согласованная работа десятков мастеров. Резьба по лаку – это уникальный вид старинного декоративно-прикладного искусства Поднебесной. Сегодня из-за огромной себестоимости это производство пришло в упадок, и поэтому продажа таких изделий на аукционах становится огромной редкостью.
[]
Уникальность данного вида искусства заключается в том, что резьба происходит по толстому слою лака, не затрагивая деревянную основу. Для создания такого изделия его покрывают лаком много раз, тщательно высушивая и шлифуя каждый слой. Всего для лаковой резьбы требуется до 200 слоев.
![Резьба по лаку – уникальная старинная техника декоративно-прикладного искусства Китая](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236918608.jpg)
Резьба по лаку – уникальная старинная техника декоративно-прикладного искусства Китая
![Основой для резьбы служат многочисленные слои лака](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236916544.jpg)
Основой для резьбы служат многочисленные слои лака
![Всего старинными мастерами были созданы 9 основных цветов, в которые может окрашиваться лак](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236915617.jpg)
Всего старинными мастерами были созданы 9 основных цветов, в которые может окрашиваться лак
![Эффект многоцветности достигается за счет того, что лак прорезается на нужную глубину](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236915664.jpg)
Эффект многоцветности достигается за счет того, что лак прорезается на нужную глубину
![Известный китайский мастер декоративно-прикладного искусства Ли Чжиган за работой](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236910980.jpg)
Известный китайский мастер декоративно-прикладного искусства Ли Чжиган за работой
Мастер Ли охотно рассказывает о секретах работы с лаком. По его словам, минимальная толщина слоя для резьбы составляет 1,5 см, а для создания 1 мм лакового покрытия необходимо наносить исходный материал на заготовку 10 раз. Каждый слой высушивается только при комнатной температуре, ускорять этот процесс в печах или на открытом воздухе недопустимо. Поэтому на производство 15-мм заготовки уходит около 100 дней. Старинные техники предполагают еще и послойную шлифовку – этим достигается особая прозрачность лакового покрытия. После нанесения резьбы изделие высушивается еще полгода, а затем происходит его окончательная тщательная шлифовка, которая длится не меньше 3 месяцев. На изготовление одной вазы таким образом уходит больше года, а наиболее сложные создаются несколько лет.
![На создание этой гигантской вазы у современных китайских мастеров ушло три года](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236916207.jpg)
На создание этой гигантской вазы у современных китайских мастеров ушло три года
![Самая большая коллекция китайских резных лаков в нашей стране хранится в Музее Востока](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236914662.jpg)
Самая большая коллекция китайских резных лаков в нашей стране хранится в Музее Востока
![Сегодня для коллекционеров даже производственный китайский резной лак XX века является большой редкостью](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236912684.jpg)
Сегодня для коллекционеров даже производственный китайский резной лак XX века является большой редкостью
![Последние образцы китайской резьбы по лаку продавались на известнейших мировых аукционах по цене в 4 раза выше начальной стоимости](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236917907.jpg)
Последние образцы китайской резьбы по лаку продавались на известнейших мировых аукционах по цене в 4 раза выше начальной стоимости
Для китайской лаковой резьбы используется только натуральное сырье. Это вещество растительного происхождения – смола так называемого «лакового дерева». Данное растение семейства Сумаховых выделяет крайне ядовитый сок, содержащий естественный полимер. На воздухе происходит почти мгновенное затвердевание. За время жизни одного дерева с него собирают всего около 200 грамм сока, поэтому такое сырье очень дорого.
![Сбор сока лакового дерева](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236911169.jpg)
Сбор сока лакового дерева
Для получения лака смолу обрабатывают и добавляют в нее красители. Натуральные лаки очень долговечны. Они практически не подвержены действию погодных условий и даже химических растворителей. Известны прекрасно сохранившиеся образцы возрастом в несколько тысяч лет.
![Для создания узора его сначала процарапывают на подготовленной основе, а затем вырезают в толщине лака](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236913594.jpg)
Для создания узора его сначала процарапывают на подготовленной основе, а затем вырезают в толщине лака
![Резьба по лаку – невероятно трудоемкая, но очень эффектная техника](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236911593.jpg)
Резьба по лаку – невероятно трудоемкая, но очень эффектная техника
Из Китая резьба по лаку распространилась по другим странам востока: в Японию, Корею, Монголию и Вьетнам. В каждом регионе этот вид искусства приобрел свои особенности. Конечно, из-за огромной дороговизны и трудоемкости производства такие изделия всегда были предметами роскоши, доступными только для знати.
![Старинная китайская ваза резного лака из собрания Музея Востока](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236919310.jpg)
Старинная китайская ваза резного лака из собрания Музея Востока
![Образцы китайских резных лаков производства XX века](https://static.kulturologia.ru/files/u23691/236912573.jpg)
Образцы китайских резных лаков производства XX века
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140119/41950/
|