Интересно, кто-нибудь из историков или археологов выяснил, кто и когда впервые решился поставить у могильного холма большой памятник? Наверное, нет. Но мы до сих пор любуемся достижениями древних зодчих, воздвигших монументальные сооружения в качестве погребальных атрибутов. Традицию устанавливать солидные скульптурные группы на кладбищах переняли у древних римлян и египтян многие народы мира. И теперь современные погосты в государствах Европы и у нас больше всего напоминают выставочные залы, чем место вечной скорби.
Особенно примечательны в этом плане центральные московские кладбища, где покоятся знаменитости. Что ни могила – то настоящее произведение искусств. По всем этим скульптурным изделиям можно судить не только о значимости усопшего, но и отношении к нему живущих. Но величественные архитектурные композиции на погостах не очень приветствуются многими церквами. Ведь в Библии сказано, что когда «…ангелы вострубят, восстанут мертвые. И каждый понесет свой крест на Страшный Суд…» (это примерный пересказ цитаты). Если вдуматься в эти строки и принять их буквально, то даже страшно представить, что будет твориться на земле во время Божиего Суда – покойники изо всех сил тащат на своих костях громоздкие памятники и огромные скульптуры...
[]
Может именно поэтому у католиков предпочтение отдается традиционным крестам или небольшим обелискам. Их погосты меньше всего напоминают «музейные залы» под открытым небом, но тем не менее они тоже несут свою скорбь и печаль, соответствующую этому месту. И хотя изготовление надгробных памятников (как у католиков, так и у православных) производится в большинстве случаев из натуральных материалов, первые стараются в них отразить свои чувства, огромную боль и тяжелое горе. А вот наше население (некоторая ее часть) старается выразить этим свою состоятельность. Чем богаче погост – тем выше сознание собственного достоинства у того, кто его оплатил. И это неправильно. Ведь на погостах главное – это память, нерушимая память об усопшем, а не соревнование в крутости.
Более скорбно и трепетно смотрятся простые кресты с памятными досками или же скромные обелиски с фотографиями умерших, нежели огромные скульптурные группы из черного мрамора и бронзы. Поэтому, перед тем как заказывать памятник на могилу, следует подумать о его виде. При этом надо учитывать вероисповедание усопшего, его отношение к религиозным атрибутам. Да и местные традиции тоже не помешает иметь в виду. Например, на сельских кладбищах практически нет сложных скульптурных композиций. И это связано не с низким материальным достатком селян, а с их менталитетом. Ведь покойнику не важно, что стоит у его ног, главное для него, его души – чтобы оставшиеся на земле читали молитвы, совершали добрые дела, а не делали ему дорогих подарков в виде монументальных надгробий. Хороший крест, пусть он будет сделан или из дуба, или из мрамора, будет в самый раз – это и хорошая память, и отличный символ веры.
http://ladies.academ.org/
Кладбища - не место для
тщеславия
Православие
Интересно, кто-нибудь из историков или археологов выяснил, кто и когда
впервые решился поставить у могильного холма большой памятник? Наверное,
нет. Но мы до сих пор любуемся достижениями древних зодчих, воздвигших
монументальные сооружения в качестве погребальных атрибутов. Традицию
устанавливать солидные скульптурные группы на кладбищах переняли у
древних римлян и египтян многие народы мира. И теперь современные
погосты в государствах Европы и у нас больше всего напоминают
выставочные залы, чем место вечной скорби.
Особенно примечательны в этом плане центральные московские кладбища, где
покоятся знаменитости. Что ни могила – то настоящее произведение
искусств. По всем этим скульптурным изделиям можно судить не только о
значимости усопшего, но и отношении к нему живущих. Но величественные
архитектурные композиции на погостах не очень приветствуются многими
церквами. Ведь в Библии сказано, что когда «…ангелы вострубят, восстанут
мертвые. И каждый понесет свой крест на Страшный Суд…» (это примерный
пересказ цитаты). Если вдуматься в эти строки и принять их буквально, то
даже страшно представить, что будет твориться на земле во время Божиего
Суда – покойники изо всех сил тащат на своих костях громоздкие
памятники и огромные скульптуры...
Может именно поэтому у католиков предпочтение отдается традиционным
крестам или небольшим обелискам. Их погосты меньше всего напоминают
«музейные залы» под открытым небом, но тем не менее они тоже несут свою
скорбь и печаль, соответствующую этому месту. И хотя изготовление
надгробных памятников (как у католиков, так и у православных)
производится в большинстве случаев из натуральных материалов, первые
стараются в них отразить свои чувства, огромную боль и тяжелое горе. А
вот наше население (некоторая ее часть) старается выразить этим свою
состоятельность. Чем богаче погост – тем выше сознание собственного
достоинства у того, кто его оплатил. И это неправильно. Ведь на погостах
главное – это память, нерушимая память об усопшем, а не соревнование в
крутости.
Более скорбно и трепетно смотрятся простые кресты с памятными досками
или же скромные обелиски с фотографиями умерших, нежели огромные
скульптурные группы из черного мрамора и бронзы. Поэтому, перед тем как
заказывать памятник на могилу, следует подумать о его виде. При этом
надо учитывать вероисповедание усопшего, его отношение к религиозным
атрибутам. Да и местные традиции тоже не помешает иметь в виду.
Например, на сельских кладбищах практически нет сложных скульптурных
композиций. И это связано не с низким материальным достатком селян, а с
их менталитетом. Ведь покойнику не важно, что стоит у его ног, главное
для него, его души – чтобы оставшиеся на земле читали молитвы, совершали
добрые дела, а не делали ему дорогих подарков в виде монументальных
надгробий. Хороший крест, пусть он будет сделан или из дуба, или из
мрамора, будет в самый раз – это и хорошая память, и отличный символ
веры. Подробнее: http://ladies.academ.org/pravoslavie134/kladbishe Ladies.academ.org
|