Возрастные.
Эти обряды связаны с переходом человека из одной возрастной группы в другую (например, ребенок, становящийся взрослым) . Такие обряды разнились в зависимости от того, мальчик или девочка входили во взрослую жизнь, и зачастую были довольно болезненными (голодовка, нанесение обрядовых татуировок или шрамов и прочее) . Эти обряды обозначали собой второе рождение – уже для новой области бытия; и именно от этого происходит болезненность обряда, потому что нет ничего более болезненного и страшного для рождающегося человека, чем сам момент выхода на белый свет.
[]
Профессиональные.
Ритуалы, связанные с выбором человеком определенной профессии. В таких обрядах учитывалось, в составе какой касты (если пользоваться индийскими понятиями) человек будет работать: кшатрии (воины) , брахманы (жрецы, волхвы) или вайшью (ремесленники) . Причем, если обряды при становлении воином или жрецом/волхвом, были гораздо более пронизаны мистикой и ощущением некой божественной сопричастности, то для ремесленников этот обряд больше напоминал принятие в октябрята (торжественно, но не божественно) .
Это ни в коем разе не умаляет дела ремесленников; просто действия воинов приравнивались к действиям жрецов. На самом воине было надето железо – магический талисман, данный Сварогом с Неба, выкованное на Огне, и сияющее, как Солнце; сам же бой рассматривался как жертвоприношение. Таким образом, можно сказать, что воин, идущий в бой, воплощал в себе силу Небесного Сварога, и его сыновей – Семаргла-Огнебога, Солнечного Дажьбога и Перуна-Громовержца.
У жрецов обряды посвящения разнились в зависимости от того, какому из Богов посвящался человек. Но, несмотря на то, что славяне посвящали себя и Дыю, Индре или Марене, обряды неизменно происходили благопристойно, ведь Ночь – это просто другая сторона Дня. Посвящения волхвов скорее напоминали радения на Природе северных шаманов, в ходе которых они и получали необходимые знания и силы. Воинское посвящение больше всего напоминало сдачу нормативов: желающий стать воином, должен был доказать, что он достоин этого звания. Зачастую это было выживание в лесу в течении нескольких дней с одним только ножом; поединок; искусство прятания или все вышеуказанное вместе.
Жизнеопределяющие.
К таким обрядам можно отнести обряды свадьбы, рождения ребенка, похорон. То есть обряды, сопровождающие некие важные жизненные вехи в жизни определенного человека. Причем, особенной пышностью отличались похороны павших героев. Обряды эти, несмотря на их кажущуюся приземленность, как и все в жизни славянина, имели глубокое духовное значение.
Регулярные.
Эти обряды, как видно из названия, совершались с определенной регулярностью. Сюда можно отнести все обряды, соответствующие годичному аграрному циклу (те самые хрестоматийные славянские праздники) и, пожалуй, дни рождения тризны по ушедшим (особенно – по героям) . Почти все регулярные праздники совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеют значение не только духовное, но и иное – приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля – живая. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них – перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Матери.
А помнить ушедших, конечно, помнили во все дни, а выделяли особый – день смерти, – как выделяют у человека и день рождения. В оба эти дня человек переходил из одного состояния в другое: от зародыша – через человека – в состояние иное, нам неведомое.
Само собой, справляли славяне эти обряды не в теперешнем понимании слова «праздник» – с гуляньем и пьянками на неделю, – а кто бы тогда работал? Во многие дни они просто поднимали рог в честь значимого события.
Также стоит отметить, что в славянских праздниках (как и во всех праздниках Северной Традиции) придается большое значение обрядовому умиранию. В пример можно привести обряды инициации при вступлении в возраст, профессию, другую семью (замужество) .
http://rodonews.ru
|