Любознайка Суббота, 18.05.2024, 20:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2019 » Ноябрь » 18 » Кому старообрядцы подавали «поганую» посуду
12:36
Кому старообрядцы подавали «поганую» посуду
 

Староверы или старообрядцы воспринимают свои тело и душу как нечто единое и поэтому верят, что если что-нибудь нечистое оскверняет их тело, то скверна эта отражается и на душе человека. Поэтому у старообрядцев есть такие понятия, как «обмирщение» человека, его соприкосновение с внешним миром, в котором безраздельно властвуют бесы и демоны, и понятие «скверны» – телесной нечистоты, связанной с этим обмирщением и ведущей к духовной нечистоте.

[]

Философы старообрядцев уверяют, что физическая нечистоплотность и нравственная нечистота неразрывно связаны между собой, и одно непременно влечет за собой другое. А поскольку весь мир, кроме староверческой церкви – нечистота и грех, то возникает и понятие «поганой» посуды – той посуды, которую своим прикосновением осквернил кто-либо, не принадлежащий к общине.

Язычникам

К слову сказать, само понятие «поганый» возникло на Руси, как противопоставление христианскому. Поганый означало – языческий, загрязненный жертвенной кровью. Поэтому старообрядцы с осторожностью относились ко всем незнакомцам, действуя по принципу «к чужому человеку в душу не заглянешь» и перестраховываясь, давали им или специально отведенную для таких случаев «поганую» посуду (уже оскверненную кем-то) либо давали хорошую посуду, но при этом она становилась поганой. После использования ее либо разбивали, либо тщательно мыли и читали над ней молитву, чтобы очистить от скверны.

 

При этом староверы часто ссылались на спорные высказывания некоторых Святых отцов, особо горячих в вере, или даже на высказывания самих староверов. Например, приводили в пример слова старообрядца Матфея Иеросалимского, который в XVII веке писал, что ежели «некто поганый» дотронется до вина или до масла, то христианам есть и пить это «не достоит». Здесь речь явно идет о язычниках, которые с точки зрения староверов сами по себе «поганы» и потому достойны только «поганой» посуды.

Еретикам

Не подавали чистой посуды и еретикам, поступая по словам известного христианского аскета начала IV века Кирилла Иерусалимского, который приводил такой пример: если где-то в дороге христианин встретит армянина и далее они пойдут вместе, и вместе им придется пить или есть из одной чаши, и армянин испьет из нее прежде христианина, то христианину не следует из нее пить, так как она считается «поганой» и даже молитва не снимет с нее скверну.

Следовательно, поганую посуду давали еретикам, причем не только монофизитам, которые настаивали на исключительно божественной природе Христан, и не только латинянам, которые утверждали, что происхождение Богородицы божественно, еретиками считались и считаются все прихожане Русской православной церкви, принявшие никонианские исправления священных текстов.

 

Впрочем, не во всех общинах было так строго, в некоторых следовали напутствию Преподобного Феодосия, которые тот давал князю Изяслву. Старец говорил, что оскверненному еретиками сосуду надо «дать молитву». На это же указывает византийский иеромонах-канонист XIV века Матфей Властарь (Правильник), которого на церковно-славянский язык перевели только в XVII веке: «С еретики ядущаго и пиющаго – анафема».

Отлученным и грешникам

Подавали поганую посуду и тем, кто отлучен от церкви, полагая, что человек и так уже осквернен сам по себе. Подавали поганую посуду грешникам – прелюбодеям, блудникам, нерадивым в молитве, не посещающим церковь по воскресеньям, сквернословам, курящим табак и даже тем, кто «обмирщился», то есть побывал в миру, принял на себя его скверну, испоганился. При этом ссылалась на пламенного борца с ересями Иоанна Злотоустного, который считал врагами Христа всех, кто пьет и ест с еретиками. Он приравнивал таковых к «идолослужителям» и призывал отворачиваться от них и не допускать в церковь.

Иноверцам

Еще Святой Афанасий Александрийский считал, что не следует христианам принимать в домах неверных, чтобы «верные от них не осквернялись». Поэтому у староверов поганую посуду давали и иноверцам, и инородцам – то есть людям любых других конфессий и национальностей.

 

Незнакомцам

Поганую посуду давали людям, которые «пришли от мира», если не знали точно, что человек принадлежит к староверам. Поступали так, потому что считали – нельзя быть в мире и не оскверниться, так как там, в мире, обитают полчища бесов: «Даже если нет идола, то бесы все равно живут».

Например, если случайный охотник или собиратель ягод и грибов заблудится в тайге и выйдет к селению староверов и попросит их дать ему воды, то ему нальют ее в самую захудалую кружку, а после – кружку выбросят или разобьют, чтобы из нее случайно не выпил кто-то их общины. При этом неважно, будет ли на шее у заблудившегося человека православный крестик или он будет атеистом. Руководствоваться при этом будут правилом: «Как святые освящают, так и еретики все оскверняют». Кстати, поганой у староверов считалась и та посуда, из которой могли ненароком поесть собаки и кошки или даже просто ее понюхать.

Этнограф XIX века Дмитрий Константинович Зеленин в работе «Черты быта усень-ивановских староверов» указывал, что особой нетерпимости к православным или к иноверцам у старообрядцев не было. Православных они называли «великороссами» или «никонианцами», мусульман – татарами, особо «поганым» считали башкирский кумыс. Милостыню подавали одинаково всем, но, конечно, ни при каких обстоятельствах не садились с ними за стол и не ели из одной посуды. «Из одной посуды не едят, как не едят с австрияками, с рябиновцами (другая община староверов) и вообще с представителями всякого другого толка». А посуду, из которой «хлебал» человек иной веры, обязательно моют «проточной водой».

 

 

https://cyrillitsa.ru/tradition/129336-komu-staroobryadcy-podavali-poganuyu.html

 

 

Просмотров: 112 | Добавил: Татьяна | Теги: Общество. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь
    «  Ноябрь 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024