Анна Степановна Протасова - женщина-загадка. Как, несмотря на свою безобразную внешность, она смогла достичь большого влияния при дворе? Безобразная и черная, как королева острова Таити – так одна современница назвала Анну Степановну Протасову (1745-1826) - женщину, сумевшую, несмотря на отталкивающую внешность, безбедно прожить жизнь и пользоваться влиянием при дворе.
[]
Её отец, сенатор Степан Протасов, овдовев, женился на Анне Орловой, дальней родственнице знаменитого офицера гвардии Григория Орлова, посадившего на престол Екатерину II и двадцать лет бывшего её фаворитом. По его протекции была пристроена ко двору и его юная родственница. Сжалившись над дурнушкой, императрица вознамерилась выдать её замуж за графа Моркова, одного из самых уродливых мужчин того времени. Но тот отверг предложение, сказав: "Она уродлива. Я безобразен. Мы только испортим людское племя".
С этого момента Анна Степановна посвятила себя служению императрице и проявила такую преданность и скрытность, что ради них Екатерина Алексеевна терпела и тщеславие, и бестактность, и раздражительность своей наперсницы. В сорок лет Протасова стала первой фрейлиной императрицы, исполняя при ней некоторые "особые обязанности". Говорили, будто она определённым образом "испытывала" кандидатов, претендующих стать фаворитами императрицы!
Смерть Екатерины хотя и потрясла, но не погубила Протасову: при новой императрице Марии Федоровне, жене Павла I, она осталась в прежней должности. Больше того, в день коронации ей пожаловали крест Святой Екатерины и тысячу душ крепостных. Она ухитрилась сохранить свое положение при дворе Александра I, выпросив себе в честь его коронации графский титул и став доверенной особой его жены, императрицы Елизаветы Алексеевны. Она учила её русскому языку, сопровождала в путешествиях по Европе и улаживала конфликты со свекровью, своенравной императрицей-матерью.
К концу жизни уродливо располневшая графиня Протасова начала слепнуть. В сопровождении огромной челяди она металась по Европе, надеясь вернуть себе зрение. Удивительно, но это нисколько не ослабило её страсти к придворной жизни. Она умоляла императрицу разговаривать с ней на людях или хотя бы писать ей, чтобы все видели её близость к императорской чете. Дело дошло до того, что выведенный из себя Александр I сказал жене: "Пусть она поселится в любом из наших дворцов с условием, что я никогда не буду там бывать". Протасова пережила императора Александра I и умерла в первый год царствования его брата Николая.
С её именем связаны судьбы её загадочных племянниц. Считается, что Екатерина II разрешила Протасовой вызвать ко двору и воспитывать племянниц - малолетних дочерей её старшего брата, сенатора Петра Протасова. Но говорили, будто среди этих девочек были и две дочери Екатерины от Григория Орлова. Кроме Варвары, все племянницы вышли замуж. Александра - за Голицына, Екатерина - за Ростопчина, Вера - за Васильчикова и Анна - за В. Толстого. Но в каких из этих фамилий течёт царская кровь, мы уже никогда не узнаем...
http://earth-chronicles.ru/