По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках
анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым
сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила,
любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного
обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и
поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на
дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения
появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда,
удивление и печаль. Это русское предание о цветке.
[]
Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда.
Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков,
задумал разнообразия ради спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным,
он принял вид пастушка и взял с собою прелестную белую овечку, которую
вел на веревочке. Дойдя до Аргивских полей, он увидел массу
стремившегося в храм Юноны народа и машинально последовал за ним. Тут
как раз совершала жертвоприношение знаменитая в Греции красавица Ио,
дочь царя Иноха. Обвороженный ее необычайной красотой Юпитер забыл о
своем божественном происхождении и, положив к ее ногам приведенную им с
собой прелестную белую овечку, открылся ей в любви своей.
Гордая, неприступная, отказавшая домогательствам всех земных
царей Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им.
Влюбленные видались обыкновенно только в ночной тиши и под строжайшим
секретом, но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер,
чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, принужден был превратить
ее в чудную белоснежную корову. Но это укрывшее от гнева и злобы Юноны
превращение Ио сделалось для нее величайшим несчастьем. Узнав о таком
ужасном превращении, она начала горько рыдать, и жалобные вопли ее
раздавались, как коровий рев. Она хотела поднять руки к небу, чтобы
упросить бессмертных возвратить ей прежний образ, но превратившиеся в
ноги руки не слушались ее. Печально бродила она среди своих сестер, и
никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее по временам как прекрасное
животное и давал ей сочных листьев, которые срывал с ближайшего куста,
но напрасно лизала она ему с благодарностью руки, напрасно проливала
слезы — он также не узнавал ее.
Тогда ей пришла на ум счастливая мысль: она задумала о своем
несчастье написать. И вот однажды, когда отец кормил ее, она начала
ногами вычерчивать на песке буквы. Эти странные движения обратили на
себя его внимание, он начал всматриваться в написанное на песке и, к
ужасу своему, узнал несчастную участь своей дорогой красавицы-дочери,
которую он считал давно погибшей.
- О, я несчастный! — воскликнул он, цепляясь за ее шею и обнимая ее
морду. — Вот в каком ужасном виде я нахожу тебя, дорогое, бесценное дитя
мое, тебя, которую я так долго и тщетно везде искал. Ища тебя напрасно
всюду, я тяжело страдал, но найдя, — в десять раз больше. Бедное, бедное
дитятко, ты даже не можешь промолвить мне хоть одно слово в утешение,
вместо слов у тебя вырываются из наболевшей души только дикие звуки!
Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот тогда-то, чтобы хотя
несколько смягчить ужасную участь Ио, Зевс по приказанию Юпитера
вырастил приятный, лакомый для нее корм наш цветок, который вследствие
этого и получил у греков название цветка Юпитера или анютины глазки,
которые символизировали любовный треугольник.
Однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из
прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой
укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв её мольбам,
превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех
пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса.
3десь, может быть, этот прелестный цветок остался бы навсегда и никогда
не попал бы к нам на землю, но случилось так, что Прозерпина, дочь
Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно
появившимся Плутоном, как раз в то время, когда она рвала фиалки. В
испуге она выронила из рук нарванные ею цветы на землю, которые и
послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.
Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера
решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог
подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг
услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на
нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера
обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно,
откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом
смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и
удивление.
В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим
образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая
мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка -
это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких
лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее
бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась
наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми
и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе
достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им
усики.
Некоторые видели в этом цветке женское лицо, выражающее любопытство.
Рассказывают, будто это лицо принадлежит одной женщине, которая была
превращена в цветок за то, что из любопытства заглянула туда, куда ей
было запрещено глядеть.
На Руси считалось, что анютины глазки не пригодны для сада, поскольку
это цветы не для живых, а для умерших. В Центральной России их
традиционно сажают на могилах. Согласно английскому народному поверью,
если в ясный день рвать анютины глазки, то вскоре пойдёт дождь. В
римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера. Фиалка -
любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.
Фиалку трехцветную порой называют Иван-да-Марьей, хотя так называют
растения и некоторых других видов - например, Марьянник дубравный,
живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко
отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не
принимается).
Иван-да-Марья чаще всего зовется еще братом-с-сестрой, желтяницей,
ивановой травой. Иван-да-Марья - народное название нескольких
травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения)
отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего
жёлтой и синей или фиолетовой.
Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей... Обычно это название
объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между
которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, для разрешения
которого они решили стать цветком, окрашенный в разные цвета. По одной
версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в
брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой -
превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли
справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий
вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за
это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на
могиле этот цветок. Другое значение связано лишь с платонической,
родственной любовью тех же персонажей. Оно тоже отражено в старинном
сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз
заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал,
хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце
концов спас ее, одолев водяного полынь-травой
Из дневника
|