У этого персонажа имеются и другие имена, например, лешак, лесной дядя,
лисун, дед лесовик, дикинький мужичок, праведный леса, лесной херувим и
другие. Не правда ли, перечень их вызывает некоторое удивление?
Согласно
славянской мифологии, это дух-хранитель леса. Облик его наши древние
предки в разных местностях представляли по-разному, говаривали, что он
может представать в виде медведя, дряхлого старика или здоровенного
мужика, дерева, козлоногого и рогатого существа, в остальном подобного
человеку, а то в облике изрядно покрытого шерстью и даже
обезьяноподобного верзилы. В качестве особых примет называли отсутствие
ресниц, бровей и правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные
серо-зеленые волосы, зачесанные налево.
Считалось также, что он
может изменять свой рост сообразно окружающей растительности: то
возвыситься выше сосен, то обратиться ниже былиночки. Кроме того, у него
лапти обуты наоборот – левый на правую, правый на левую ногу, и кафтан
либо полушубок запахнут слева направо. Показываясь людям, леший старался
прикинуться обычным человеком, и насчет опознания его истинной сущности
имелось поверье, что раскусить его хитрости можно, взглянув через
правое ухо коня.
[]
Места предположительного проживания лешего
полагалось обходить стороной. При этом они получали статус заповедных,
посвященных Святобору. Но перед входом в любой лес у лесного дяди
полагалось спрашивать разрешения, поскольку он начальствует над всей
растительностью и всеми существами в нем, а также является волчьим и
медвежьим пастухом.
Лешему
приписывали способность пугать людей диким хохотом и водить кругами.
Тот, кто оказался его жертвой, не должен был ничего есть или иметь при
себе лутовку – липовую дощечку без коры, перевернуть стельку в своей
обувке и вывернуть наизнанку одежду. Можно было также произнести любимую
поговорку этого господина леса: «Шел, нашел, потерял». А вот чего он
особенно не любил и потому не прощал, так это бранных речей и проклятий.
Чтобы задобрить его, на пеньке оставляли угощение, прихваченное
специально для этого случая из дому: пряник, например, блинчик и т.п., а
также благодарили за добычу, будь она охотничьей либо грибной –
ягодной. У ряда народов, например, у вепсов, бытовало представление, что
подкармливать хозяина леса надо пищей, которую предпочитает медведь. На
русском Севере лесорубы клали под рябину грамотки с прошениями к
«праведному леса», предварительно положив против сердца рябиновую же
веточку и несколько палочек, вырезанных из той же рябины.
Крестьяне
в старину были убеждены, что с лешим можно договариваться, например, о
защите скота от лесного зверя и даже нанять его пасти скот. Например, в
лес бросали замок с ключом, ожидая, что «дядя» будет его отпирать и
запирать, и при запирании стадо соберется в одном месте. За службу
платили молоком, а то и парой буренок. Чтобы вернуть пропавшую корову,
через головы домашних животных бросали хлеб – тоже в дар ему.
Жаловали
лешего подарками и на Пасху, оставляя для него пасхальное яичко (!), а
особенно активно ублажали 22 августа, на Агафона, в день, точнее в ночь
его именин, чтобы не осерчал и не раскидал снопы в поле. Но раз в году,
17 октября, никакие подношения и благодарности не помогали избежать
происков лешака: про этот день говорили, что все лесные духи бесятся, а
предводитель их ломает деревья, разгоняет зверье и сам проваливается под
землю, возвращаясь лишь по весне, когда она оттает.
В жены он
брал болотную кикимору или лисунку (лешачиху, лешуху), а то и похищал
девушку, что наведалась в лес по грибы или ягоды, и считалось, что не
любую, а из числа проклятых. Поскольку лесного скарба диконькому на
жизнь порой не хватало, особенно после свадьбы, то он попросту крал
необходимое в деревнях, наказывая таким образом хозяев, которые не
благословляли пищу, не перекрещивали домашнюю утварь, не молились перед
дойкой коров и т.д. Впрочем, иные авторы пишут, что леший опасался
трехцветных кошек и собак, у которых над глазами светлые пятна, подобные
второй паре глаз, а также черных петухов и гнева домовых и банников.
Насчет
предков и потомков лешего существуют разные версии. По одной, его
бабушкой и дедом являются лесавки – маленькие старички, живущие в палой
листве, которые вроде бы могут умыкнуть маленьких детей, но с конца лета
и по осени водят хороводы, скачут и свистят, шелестят и копошатся в
своем «жилище», а потом отправляются в долгую зимнюю спячку. По другой –
эти же лесавки являются детьми лешего, которые, веселясь и проказничая,
сбивают людей с лесных тропок, сыплют на голову труху и паутину. Во
всяком случае, всеми признаются родственные связи этих лесных духов,
хотя более убедительным является вариант, по которому детеныши его –
аналогичные проказники, которые изначально назывались лешенями. О
родителях хозяина леса история умалчивает.
Лешему приписывали
страсть к картежничеству, говорили, что будто бы он режется в карты с
собратом из соседнего леса, да притом азартно, и проигравший
расплачивается зайцами или белками. А иногда игра ведется целыми
артелями. По сообщению С.Максимова, имеются свидетельства старожилов о
грандиозной «карточной схватке» русских и сибирских леших, состоявшейся в
1859 году. Победу одержали русские, и проигравшей стороне пришлось
гнать целую армию таежных зайцев через Уральские горы…
Источник: «ШколаЖизни.ру»
|