Вопрос о лучшем автомате Второй мировой войны сложен и вряд ли предполагает такие однозначные ответы, как в случае с лучшим танком или самолетом-истребителем. Однако среди наиболее вероятных кандидатов на это звание обязательно фигурирует пистолет-пулемет Судаева (ППС).
[]
Все начиналось с «Бензиномера»
Жизнь его создателя Алексея Ивановича Судаева была коротка и не изобиловала драматическими поворотами. Родился он 23 августа 1912 года, а умер 17 августа 1946 года, всего неделю не дожив до своего 34-го дня рождения, но успев незадолго до смерти получить знак высшего признания заслуг - Сталинскую премию. В известной степени это была образцовая жизнь советского конструктора, пробившегося наверх благодаря таланту и трудолюбию.
На свет он появился в городе Алатырь Симбирской губернии в семье телеграфного механика. В 12 лет лишился отца, и мать, оставшаяся, кроме него, еще с двумя девочками на руках, определила сына в профессионально-техническую школу. С17 лет Алексей работал слесарем и одновременно учился в Горьковском строительном техникуме на отделении промышленного транспорта. Получив диплом, работал в «Союзтрансстрое» техником участка в Саткинском районе Челябинской области.
Молодежь в то время болела авиацией, и именно к этой сфере относятся два сделанных им изобретения, эффектно названные «Автоматическая стрельба из пулемета посредством действия инфракрасных лучей» и «Бензиномер». Специалисты снисходительно отнеслись к его творениям, но оценили оригинальность мышления и посоветовали двигаться в том же направлении. Правильно посоветовали, поскольку вскоре Алексею выдали авторское свидетельство на пневматический опрокидыватель для саморазгружающихся платформ.
Второе свое официально зарегистрированное изобретение - «Противоугон» - он сделал в 1935 году в период службы в железнодорожных войсках. Здесь его со страшной силой потянуло к оружию. Демобилизовавшись, Судаев поступил в Горьковский индустриальный институт, а в 1939 году был параллельно зачислен на третий курс артиллерийской Академии РККА им. Дзержинского, куда собирали из разных вузов студентов, имевших тягу к конструированию. В 1940 году ему присвоили звание лейтенанта.
Накануне Великой Отечественной войны Алексей Иванович на отлично защитил свой дипломный проект - ручной пулемет калибра 7,62 мм, причем защитил его на немецком языке. Первую предназначенную для серийного выпуска разработку - упрощенную зенитную установку - он тоже выполнил на отлично. И, набравшись смелости, принял участие в серьезном конкурсе, который находился на личном контроле Верховного главнокомандующего.
Стремясь к совершенству
Перед Научно-исследовательским институтом Полигон Стрелкового Вооружения (НИИПСВО), в котором трудился Судаев, была поставлена задача - создать новый пистолет-пулемет, более легкий, компактный, дешевый и надежный, чем уже принятые на вооружение пистолеты-пулеметы Шпагина и Дегтярева. Представленная Алексеем Ивановичем модель была признана в наибольшей степени соответствующей этим требованиям.
Создавалась она под стандартный 7,62-миллиметровый патрон и считалась компилятивной, поскольку конструкция затвора и возвратной системы заимствовалась из модели техника-лейтенанта Безручко-Высоцкого. Все остальное было судаевское.
Принцип работы автоматики был достаточно традиционным - за счет отката массивного затвора под действием отдачи при выстреле. Ведение огня предполагалось только в автоматическом режиме, но при плавном нажатии на спусковой крючок и быстром его отпускании удавалось делать и одиночные выстрелы. Прицельное приспособление было предельно простым, состояло из мушки и целика с двумя фиксированными позициями на 100 и 200 метров соответственно. Для улучшения кучности стрельбы в дульной части ствола на кожухе был дульный тормоз-компенсатор. Прицельный огонь можно было вести на дальность до 300 метров, убойная дальность составляла 800 метров.
Из результатов полигонных испытаний выяснилось, что поразить ростовую мишень на расстоянии 100 метров удавалось с одного выстрела, на 150 метрах - с двух, на 200-250 метрах - с трех. Самым эффективным было ведение огня короткими очередями (по 2-5 выстрелов), при стрельбе длинными очередями рассеивание увеличивалось.
На фоне других пистолетов-пулеметов такие показатели выглядели впечатляюще.
Магазин вмещал 35 патронов, а вес оружия с полным боекомплектом (шесть снаряженных магазинов) составлял 6,72 килограмма. Приклад был складным металлическим.
По сравнению с моделями Дегтярева и Шпагина судаевский автомат был легче на 2,5 килограмма и требовал при изготовлении в два раза меньше металла.
28 июля 1942 года пистолет-пулемет Судаева был утвержден ГКО, причем изготавливать его решили в блокадном Ленинграде. Для этого использовали вывезенные в город мощности Сестрорецкого оружейного завода.
До июня 1943 года по чертежам опытного образца было изготовлено 46 572 пистолета-пулемета. Бойцам они понравились.
Но замечания, конечно, имелись, поэтому в модель ППС1943 года конструктор внес некоторые изменения - кожух ствола и ствольную коробку объединили в одну деталь, были укорочены ствол и приклад, изменены рукоятка взведения, флажок предохранителя и защелка плечевого упора.
Всегда при деле
После испытаний в боевых условиях достоинства ППС выглядели настолько очевидными, что автомат стал восприниматься как своего рода элитное оружие. Если советская пехота воевала по-прежнему преимущественно с винтовкой Мосина, то удобный и компактный автомат Судаева отправлялся партизанам, танкистам, а также личному составу формирующихся в СССР иностранных воинских частей - Чехословацкому корпусу и Войску Польскому. Полякам он так понравился, что они выпускали его до 1955 года, правда, с деревянным прикладом вместо складного металлического. В полицейских и охранных структурах автомат прослужил до конца 1980-х годов.
С 1944 года ППС поставлялся Народно-освободительной армии Югославии, но этот поток прекратился в 1947 году после ссоры Сталина и Тито.
Оценили достоинства автомата Судаева и противники. Немцы использовали трофейные ППС под наименованием Maschinenpistole 719(г), а финны наладили их производство на заводе Tikkakoski под маркой т/44, приспособив под «люгеровские» 9-миллиметро-вые патроны и магазины от автомата Suomi. Еще в 1954-1958 годах это оружие использовали финские миротворцы во время службы на Синайском полуострове.
Этот финский вариант производился по лицензии малыми партиями в ФРГ и Испании и состоял на вооружении пограничной стражи Западной Германии.
Получил признание ППС и в Азии - в Китае и Северной Корее. Во всяком случае в период корейской войны в 1950-1953 годах у тех, кто сражался за дело коммунизма, это было самое популярное автоматическое оружие.
Уголовные преступники редко являются приверженцами коммунистических взглядов, но для представителей криминала в 1950-х годах автомат Судаева был таким же распространенным оружием при «разборках», как в США автомат Томпсона для гангстеров 1930-х годов.
В Советской армии последняя инструкция по использованию ППС вышла в 1955 году. На пьедестале с надписью «автомат №1» к тому времени уже прочно закрепилось творение Калашникова, и те полмиллиона автоматов Судаева, которые были выпущены в годы войны, лишь дослуживали свой срок.
Благодаря простоте и технологичности автомат Судаева использовался как прототип для разного рода полукустарных конструкций в период терзавших окраины СССР военных конфликтов.
В общем, творение Судаева намного пережило его самого, и можно только догадываться, что предъявил бы миру этот замечательный оружейник, проживи он чуть подольше.
http://planetatain.ru/news/ljubimyj_avtomat_gansterov_i_pogranichnikov/2017-08-02-11742
|