Автор: Сергей Кореневский
А как все это начиналось?
Ряженые
Встречу Нового года в ночь на 1 января официально ввел в России Петр
I. Но и до XVIII века наши предки вместе с другими на родами Европы
считали время с 25 декабря по 6 января одним из самых таинственных и
волшебных отрезков года. Возрождалось солнце, суля окончание длинных
зимних ночей. Люди как бы начинали новый отсчет времени. Этот праздник
называли в старину Сочельником - от слова "сочиво", ритуального
застольного блюда. На Сочельник (а позже - на Рождество) обязательно
колядовали и устраивали маскарад. [] Чудно одетых людей у нас называли
просто ряжеными. В Сочельник они ходили по домам, пели песни,
выпрашивали подарки. Отказать было нельзя. Щедростью подарка как бы
покупалось изобилие в новом году. Ряженых за их попрошайничество
называли "халявщиками". В шумных ватагах ряженых можно было встретить
девушек, облачавшихся в мужские одежды, парней, натянувших на себя
сарафаны, а из-под ярких головных платков у них торчали бороды и
топорщились усы. Ряженые мазались сажей, делали себе "харю", по глаза
укрывались в платок. Рядились в медведя, козла, барана, журавля, волка и
других зверей, выворачивали шубы мехом наружу. Носили чучело лошади или
ее маску. Шутки шутками, но верили, что просто так новогоднюю личину
надевать в обычное время нельзя, греховно.
Маскарад
В древности маскарады были популярны почти у всех народов Европы, в
том числе и у славян, германцев, скандинавов, греков, итальянцев,
испанцев. Общего в культурных традициях этих празднеств очень много, а
истоки зарождения подобных церемоний уходят в такие дремучие времена,
что точно датировать их трудно. Наверное, впервые такие праздники
родились на заре языческой веры, когда по Европе еще бродили мамонты.
Тогда же появилась и традиция перевоплощения при помощи маски. Маска -
слово не русское. По-нашему она называлась личиной. В русский язык, как и
в языки многих европейских народов, слово маска попало из Италии. Его
первоначальное значение - mascero, а его основа - masca - означала душу
мертвого. По древним верованиям, в канун Нового года души предков
приходят к живым, греются у их костров, делят с ними пищу. Поэтому столь
обильны застолья на празднике Нового года. Ведь они готовятся не только
для себя, но и для предков-родственников. Как правило, маски в
церемониях имели устрашающий вид, вероятно, они должны были отпугивать
злых духов, охранять родичей. Человек, одевший такую маску, как бы
перевоплощался в медведя, козла, барана или волка. Для наших славянских
предков это были хозяева природы, от которых многое зависело в жизни.
Медведь - могучий владыка леса, образ самого хозяина подземного царства,
сокровищ и скота - Волоса. Козел - умный предводитель стад и тоже
символ богатства. Волк - грозный охотник и покровитель воинов. Журавль -
символ небесных солнечных сил. Конь как животное солнечного бога
почитался не только европейскими народами, но и древними ариями Ирана и
Индии. Процессия с такими масками как бы символизировала приход могучих
духов к своим подопечным в канун зимнего возрождения солнца. Обычай
переодеваться в одежды противоположного пола довольно загадочен. Он
напрямую связан с верой европейцев в то, что во времена масочных шествий
на Новый год все должно быть наоборот, так же, как в потустороннем
мире. Самые ранние записные сведения о декабрьских праздниках
европейцев, в которых, все "шиворот навыворот", относятся к Древнему
Риму. Там они назывались сатурналиями, по имени бога Сатурна. Сатурн
научил людей земледелию и виноградарству, поэтому древние римляне всегда
отмечали его день с большим размахом и почтением. Участники сатурналий
безудержно веселились, на время праздника снимались половые запреты.
Господа и слуги как бы менялись своими обязанностями. По вере предков, в
этот день все обязательно обменивались подарками - чаще всего это были
фигурки из глины или печенья, изображавшие зверюшек и птиц. Избирался
шуточный король сатурналий. Так рождались первые традиции карнавалов.
Новогодние волшебники
В сочельник всегда ждали прихода сказочных и по-особому одетых
существ. В Австрии верили, что в Новый год должна появиться Перхта,
древний персонаж в религии природы. Увидеть ее трудно, но именно она
приносила подарки детям. Перхта внешне чем-то напоминала птицу: из-под
балахона из звериной шкуры торчали куриные ноги. Маска Перхты делалась
из вывернутой наизнанку овчины. Вместо носа торчал клюв. В руках у
Перхты была метла. Вообще Перхта покровительствовала женскому труду,
особенно прядению, следила за порядком в доме, наказывала ленивых прях.
Перхта - демон, предводительница войска мертвых. 31 декабря она со
свитой, окруженная детьми, умершими до крещения, шествовала ночью. Среди
наших образов нечистой силы есть похожий персонаж - это кикимора.
Маленькая запечная покровительница дома, тоже неравнодушная к прядению,
плохо относилась к ленивым пряхам и тщательно следила за чистотой.
Кикимора, как и Перхта, то покровительствовала курам, то наоборот -
вредила им. Образ новогоднего Деда Мороза - длиннобородого старика с
посохом в руке, длиннополой одежде - пришел к нам из Германии.
Прототипом его был добрый Святой Николай. Этот старик в сопровождении
звероподобных спутников посещал на Новый год дома, справлялся у
родителей, как себя ведут дети. Послушным девочкам и мальчикам он дарил
подарки, ослушников сек розгами, но потом тоже одаривал. Вплоть до
конца XVI века в Германии самый короткий день года считался днем святой
Люции. Святая Люция появлялась в облике невесты, в белоснежном
длиннополом платье. На ее головном уборе горели свечи, как у духа света,
которого ждали в новогоднюю ночь. Люция, как и Святой Николай,
одаривала детей, но порой занималась и их воспитанием, наказывала
нерадивых, как Перхта. В Баварии Люцию даже изображали козой,
сопровождавшей Святого Николая. Видимо, так возникла традиция
новогоднего представления с двумя волшебниками - Дедом Морозом и
Снегурочкой.
Карнавал
Новогодний карнавал - праздничное торжество с масками, шествием,
угощениями, музыкой и песнями - своими истоками уходит в древнюю
культуру европейских народов. По своей сути, это древний обряд,
приуроченный к смене времен года. Есть две версии происхождения слова
"карнавал". Первая связана с необычным обрядом возить лодку или модель
корабля на повозке в период народных торжеств. Carrus - по латыни
означало повозку, а navalis - корабль. Повозки тянули быки или одетые в
костюмы быков люди. Вторая версия связывает слово "карнавал" с
латинскими выражениями carne и valis. Сочетание этих слов переводится
как мясоед, обжора. Новогоднюю ночь европейцы любили проводить на
улицах в шумных танцах и играх. В период карнавалов расцветала любовь -
маски скрывали лица, позволяли участникам представления как бы вырваться
из обыденного круга социальных обязательств, приличий, даже семейных
уз. В деревнях в карнавалах принимала участие в основном молодежь.
Одетые в причудливые наряды и в маски молодые люди наведывались в
соседские дома и тщательно выметали их метлами, изгоняя всю скверну.
Иногда делали из соломы фигуры старика и старухи. На чучела надевали
лохмотья, потешались над ними, а потом в конце праздника - сжигали. Так
символически уничтожался старый год, а вместе с ними все неприятности,
которые не должны преследовать людей в новом году.
|