Мать сыра земля - Согласно народным представлениям одна из основных
составных частей мироздания (вместе с водой, воздухом и огнем).
Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природа, поэтому ее и
уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожаи, кормила
людей, помогала продолжить род. Поэтому в заговорах часто употреблялась
формула: "Земля - мать, небо -отец", например: "Гой еси, сырая земля,
матерая! Матери нам еси родная, всех еси нас породила".
[]
Следы обожествления земли отразились в древнейших
погребальных ритуалах. Во время археологических раскопок обнаруживались
скелеты, уложенные в позу новорожденного. Вероятно, похороны осмыслялись
как возвращение умершего в материнское лоно. Отголоски обряда видны и в
обычае одевать чистое белье при ощущении близкой опасности или смерти.
Принимающая покойника земля считалась чудотворной, поэтому все
присутствующие на похоронах стремились приложить к ней руку, что0ы
очиститься от возможных будущих несчастий. Следы ритуала сохранились и в
наше время: при похоронах принято бросать горсть земли на опущенный в
могилу гроб.
От лежащих в земле предков зависело плодородие земли и обильные дожди. К
предкам обращались за помощью в самых различных случаях. Со временем
сложился обычай посещения могил, а также трапезы на них,
сопровождающиеся обязательным приглашением предков. До наших дней
сохранился обычай поднесения предкам пасхальных яиц.
К земле обращались и во время болезни, прося у нее исцеления.
Существовал также обычай при совершении греха каяться святой земле. »
Представление о земле как святой проявилось и в поверий о том, что ее
праведные недра земли не принимают колдунов, самоубийц и преступников.
Еще в XIX веке зафиксированы случаи, когда при продолжавшейся несколько
месяцев засухе выкапывали из земли утопленников.
Известен также эпизод былины "Добрыня и змей"', в котором богатырь
просит землю принять в себя кровь побежденного им змея, чтобы не дать
ему возможность возродиться.
Клятву землей считали самой надежной. Так, чтобы закрепить границу
участка, существовал особый обряд: человек клал себе на голову кусок
дерна и шел с ним по меже. Проложенная им граница считалась
неприкосновенной и нерушимой, поскольку ее защищала сама земля.
Известный христианский святой Григорий Богослов в сочинении XI века
признавал нерушимость данной клятвы.
С почитанием земли связано и представление о родине. Уезжая в далекий
путь, люди часто брали с собой горсть родной земли и носили ее на груди в
ладанке как своеобразный амулет. В случае смерти на чужбине землю клали
вместе с умершим в могилу. Остатки ритуала также сохранились до наших
дней. Вернувшись из изгнания, многие, вставая на колени, целуют землю.
Известно, что подобным образом всегда поступает Папа Римский, в первый раз приезжая в какую-либо страну.
С принятием христианства образ матери земли сблизился с образом
Богородицы, постепенно сложившись в культ Богородицы-земли. Он отчетливо
виден в старинном благопожелании земле: "Будь здорова как рыба, красива
как вода, весела как весна, трудолюбива как пчела и богата как земля
святая".
Считалось, что у земли есть именины, которые отмечали в Духов день. В
этот день категорически запрещалось пахать, боронить и вообще заниматься
какими-либо земляными работами, например, втыкать в землю колья.
http://rodonews.ru
|