Немного подзабытый читателями русский писатель Гарин Н.Г.(Михайловский) работал инженером на Сибирской железной дороге. Проводя изыскательские работы в Корее (1898 год) он столкнулся с внезапно возникшей трудностью в виде неизвестной ему единицы измерения. Местные жители измеряли расстояния в единицах называемых «ли». Чему равен «ли» в русских единицах измерений, каково расстояние между топографическими пунктами, хотя бы выраженное в этих неизвестных «ли» – этого не знал никто: «Пектусан (город) как будто ближе, чем предполагали, вместо 500 ли – 300. Впрочем, никто ничего толком не знает». Инженер-путеец, лишённый единиц измерений не мог начать работ, о чём и доложил начальству. Вскоре глава небольшого городка доставил Гарину данные меры «ли». Инженер был доволен: «Я, наконец, добился, что такое ли. В ли 360 тигачи. Тигачи составляет 0,445 сажен. Следовательно, ли равняется 160,2 сажени и составляет треть версты». Напомним, сажень – 2,1336 м, верста – 500 саженей или 1,0668 км.
[]
Путаница с измерениями на суше была всегда, хотя ещё римляне ввели понятие «шаг», которое означало «шаг каждой ногой», то есть то, что мы называем двумя шагами. «Тысяча шагов» по латыни – миля. В Англии это сохранилось, их миля была 1620ярдов или же – 1482 метра. В средневековой Европе сухопутные (статутные) мили имели длину от 1100 ярдов до 12 тыс. ярдов. Статутная миля, которую утвердили ещё при королеве Елизавете I, сейчас применяется в США и Великобритании и равна 1760ярдам, или 1609,3метра.
Путаница с измерениями на море существует и доныне, хотя… было ещё хуже. До 1875 года, пока не была подписана международная конвенция единиц мер, миля Швеции была равна 10,689 км, бразильская – 2,2 километра, голландская миля – 5,556 км, миля США и Англии – 1,853 метра, были ещё «экваториальная» (1855,1 м) и «географическая» (7420 м).
После подписания конвенции «разнобой» уменьшился до трёх метров. В США морская миля равна 1853,248 м, в Швеции – 1852,0 м, в Голландии – 1851,85 м, в Англии – 1853,18 м. Моряки «привязаны» к современной миле, ведь она имеет непосредственное отношение к размерам Земли. Метр – это одна сорокамиллионная часть длины дуги парижского географического меридиана, а миля – длина одной минуты дуги меридиана земного шара. Но, наша планета не шар, а сфероид, поэтому, длина одной минуты меридиана получается разной для разных широт. На экваторе она 1842,9 метра, а на полюсе – 1861,6 метра.
Так как скорость судна замеряют до третьего знака после запятой, а «узел» величина постоянная, для этого приняли «международную морскую милю», на широте 44 (с 1929 года) она равна 1852 м, соответственно узел – 1852 м/ч. Перевод морских миль в километры (и обратно) делают так: 1,852 км = 1 миля.
При любых единицах измерения расстояния достаточно много хлопот морякам доставляло постоянное вычисление точного времени. В длительных плаваниях важно сохранять время того меридиана, который был выбран как начало отсчёта. Изначально моряки пользовались солнечными и песочными часами, измеряли приблизительное время с помощью масляных ламп. В сосуд, изготовленный их стекла наливали светильное масло, а по шкале, нанесённой на сосуде, следили за уровнем оставшегося масла.
Широко использовались свечи-«часы». Со времён Альберта Великого (871-901) время отсчитывали с помощью свеч (с делениями на них), стоявших в специальных фонарях и полностью сгоравших за одну треть суток. В Китае использовали трёхметровые тлеющие шнуры с нанесёнными на них пятью метками, эти шнуры, изготовленные из древесной муки, тлели очень равномерно и такой способ измерения времени был достаточно точен. Хотя ещё в 1530 году голландский астроном Гемма Фризий разработал способ определения долготы с помощью часов, надёжных механизмов пока ещё не существовало, и лишь в 1760 году часовой мастер Д.Гарисон предоставил морякам свой знаменитый (т.н. четвёртый) хронометр. В последующие годы все известные механики (Арнольд, Ломоносов, Бреге и др.) принимали участие в создании компактных и точных часов.
Источник: http://hidden-facts.info
|