Автор: Нэлли Макаровна Власова, профессор Центр 'Харизма' Нэлли Власовой
Отрицательные
эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают
очень много психических сил, и потому желательно как можно реже впадать в
такое состояние, серьезно затрудняющее предпринимательскую деятельность
и, естественно, не дающее возможность создать положительный деловой
имидж. В этой связи имеет смысл рассмотреть технические приемы и методы
их приостановки . [] 1. Всегда разделяйте человека и проблему.
Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее. Это переключит вас с
эмоционального уровня на рациональный. Тогда проще и легче разрешить
противоречие. К тому же такое переключение освобождает от аффекта,
бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не
контролируется процесс поведения.
2. Представьте на своем месте
другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуации? Сыграйте роль
этого человека. Это поможет забыть про себя и охладить гнев.
3.
Можно представить и такую картину. Между вами и вашим партнером
стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слышите, что
он говорит. Отпадет нужда отвечать тоже «рычанием». Выберите какую-то
деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбившийся набок галстук и
т. п.), посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете
пуговицу, а в продаже таких нет». Услышите в ответ: «Какая к черту
пуговица!» Покажите: «Вот эта».
4. Вы закипели от гнева, готовы
высказать партнеру обидные слова, но пересильте себя: спокойно, вы
уверены в себе, вы владеете собой. Улыбнитесь или изобразите улыбку
мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка.
Весьма полезны и следующие три метода самоуспокоения.
1. Рационализация гнева.
Этот метод требует прежде всего осмыслить причину, породившую гнев, и
придать ей другое значение. Вами управляли эмоции, а разум спал.
Разбудите его. Извлеките уроки. Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.
В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже
ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: «Очень ли
важно для меня то, чего я не достиг?» После таких вопросов вам должно
стать смешно, если вы обладаете юмором. Проанализируйте, те ли
мотивы и намерения имел ваш партнер, о которых вы думаете? И в самом ли
деле он хотел унизить вас своими словами или действиями? Проверьте
себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер
не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими
действиями, если говорить откровенно. Скажите себе: «Да, этот тип должен
обладать громадной выдержкой и большим уважением ко мне, чтобы не
сорваться».
2. Визуализация гнева.
Его техника направлена на то, чтобы пережить событие, которое охладит
гнев. Например, вас обидел какой-то человек. Вы на него гневаетесь. Но
если вы смогли бы увидеть этого человека в какой-либо унизительной
ситуации, у вас появилось бы чувство удовлетворения («Так тебе и надо»),
возможно — даже жалость к нему. И ваш гнев, скорее всего, исчез бы.
Техника визуализации учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация
проигрывалась в воображении, как бы на внутреннем экране, и тем самым
гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на
внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Можно рекомендовать
следующие варианты визуализации гнева:
1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он будет карликом, гномом или букашкой; 2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде; 3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит сквозь вас в землю;
4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему
обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).
3. Релаксация
(сила связи между нервной и мышечной системами). Ее техника основана на
расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная
система. Используя эту технику, надо действовать в следующей
последовательности.
1) Вначале попытайтесь смягчить свой гнев и
унять агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это
время займите какой-либо физической работой. 2) Затем максимально
расслабьтесь, проведите небольшой аутотренинг и мышечно изобразите на
своем лице улыбку. Пусть она вначале будет похожа на гримасу. Посмотрите
на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже
не искусственную, а настоящую, но, правда, весьма ироничную.
3)
Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше
остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Следите за
своим дыханием. Постарайтесь, чтобы оно было как можно более глубоким.
4)
Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру.
Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее
успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом
не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо словом задеть его
самолюбие. Помните о необходимости «сохранить лицо» как для себя, так и
для него.
Как известно, отрицательные эмоции более воздействуют
на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать
внимание не на негативных слуховых ощущениях, а на зрительно
воспринимаемых объектах.
Оппонент, раздражающий вас, продолжает
говорить что-то, что вызывает отрицательную эмоцию. Чтобы отгородиться
от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо — как можно
отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти
нарисовать его портрет. Следует смотреть молча, очень внимательно,
но не «пялиться», а именно рассматривать, чтобы увидеть. Во время этой
умышленной паузы, когда вы замолчали, постарайтесь увидеть как можно
больше деталей обстановки рядом с вашим разгоряченным оппонентом.
Кто
бы ни был вашим оппонентом — начальник или подчиненный, старший или
младший, — ваше внезапное, неожиданное молчание непременно вызовет у
него недоумение: его эмоциональная напряженность начнет ослабевать. Сознательно
сохраняемое спокойствие всегда является проявлением силы духа и поэтому
дает огромное преимущество, обладая большой силой воздействия. Нужно
только, чтобы ваше молчание и рассматривание не были восприняты
оппонентом как проявление неприязни и ироничного отношения к нему.
|