У древних греков деревья находились под покровительством особых мифических существ — нимф — дриад и гамадриад. Считалось, что тот, кто сажает и ухаживает за деревьями, пользуется их особым расположением. Гамадриады, в отличие от дриад, рождались вместе с деревом и вместе с ним гибли. Отец некоего Парэбия совершил тягостное преступление, срубив дуб, который его молила пощадить гамадриада. За это нимфа покарала и преступника, и его семейство. Чтобы искупить вину, следовало воздвигнуть нимфе алтарь и принести ей жертву. Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из дерева заструилась кровь, а ветви покрылись бледностью. Нимфа, обитавшая в дубе, умирая, предрекла возмездие осквернителю: богиня Деметра наделила его ощущением неутолимого голода.
Нимфы фруктовых деревьев назывались мелиады.
[]
От дриад, которые проживали на деревьях и в рощах и могли свободно перемещаться вокруг, другой класс существ, известных под именем гамадриад, или чисто нимф-деревьев, отличался тем, что они были частью дерева, и их существование было тесно связано с жизнью конкретного дерева. Считали, что гамадриада женщиной являлась лишь до пояса, ее нижние конечности сливались со стволом и корнями дерева, подобно русалке, у которой нижняя часть туловища была рыбьим хвостом. Такие деревья с гамадриадами росли лишь в отдаленных и уединенных местах, где люди с трудом могли их обнаружить. Однако, в некоторых странах их знали очень хорошо, так как о них часто говорят древние поэты. Когда их дерево увядает и умирает, гамадриады также перестают существовать, а когда их дерево срубают, когда на него опускается топор, дерево издает крик боли.
Гомер в гимне Афродите приводит полное описание гамадриад:
Его, когда он впервые увидит яркий солнечный свет,
воспитают нимфы, обитающие в горах больших и святых,
они скрыты от людей и не являются ни богинями,
ни обычными женщинами,
живут они долго и питаются неземной пищей и наслаждаются
в бессмертном остове прекрасным танцем. В глубинах
красивых пещер,
подле них, занимается любовью с силенами все
замечающий Аргос-убийца.
Прямые сосны или высокоглавые дубы прыгают с ними на землю,
кормящую людей, как только они появляются на свет;
деревья прекрасны и цветущи, на высоких холмах
величественно они стоят,
люди называют их Бессмертной Святой рощей,
и железом никогда не рубят.
Но когда близится смертный час, то сперва
вянут на земле
прекрасные деревья, кора на них исчезает,
ветви падают, и душа
нимфы в тот же самый момент покидает прекрасный
солнечный мир.
В «Аргонавтике» Аполлония Родиоса Финей объясняет, что бедность Перабиоса вызвана преступлением, совершенным его отцом:
Однажды, срубая деревья в одиночку на холмах,
он пренебрег молитвой нимфы гамадриады,
которая горько плача, умоляла его не рубить ствол дуба,
равнявшегося годами ей самой и сохранявшегося долгое время,
но глупо и по молодости лет срубил он его,
и обрекли нимфы его и его род на вечное прозябание.
И следующая легенда: «Один человек, по имени Рэнос, увидел дуб, который должен был вот-вот рухнуть на землю, приказал своим рабам подпереть его. Нимфа этого дерева, которая была на волосок от смерти, подошла и выразила ему свою признательность за спасение жизни, и в то же время спросила его, какую награду он пожелает. Рэнос сказал, что он хочет видеть ее своей любовницей, и нимфа согласилась, но при этом попросила его, чтобы он совершенно избегал других женщин, и сказала, что пчела будет ее посланницей. Однажды пчела явилась к Рэносу, когда он играл в шашки, и он нагрубил ей. Это настолько оскорбило нимфу, что она лишила его зрения.
Дриопа
Дриопа - одна из самых известных дриад в мифологии Греции.
Дриопа (D r u o p h) - дочь Дриопа, "дубовидного", по аркадской версии мифа, возлюбленная Гермеса, от которого родила сына Пана - божество стад, лесов и полей. Нимфа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами, бородатого, с рогами и козьими копытами и бросила сына, но Гермес отнес его на Олимп, где он всем понравился и получил имя Пан. Согласно фессалийской версии мифа, Дриопа стала возлюбленной Апполона , овладевшего ею силой. Смертным мужем Дриопы был Андремон, которому она родила сына Амфиса, ставшего царем основанного им одноименного города.
В наказание за то, что она обрывала цветы лотоса - растения, в которое была превращена одна из нимф-гамадриад, саму Дриопу превратили в дерево.
Физиология Дриад
Как духи дерева, дриады конечно привязаны к деревьям, то есть одна дриада к одному дереву. Термин "дриада" связан с проявлением духа дерева, типично в гуманоидной женской форме. Большинство дриад в каком-то плане идентичны человеческим женщинам в физиологии. Основные различия проявляются в форме пигментации, внутреннем строении и проявления подобных дереву свойств в самом теле дриады. Обычным делом для дриад является проявление черт, напоминающих виноградную лозу или же существование листьев в их волосах. Кроме того, они имеют тенденцию испускать аромат, которым пахнет их дерево. Некоторые дриады, как известно, были способны выращивать цветочные виноградные лозы и могли даже цвести в зависимости от их настроения или погоды, хотя это ни в коем случае не являлось правилом.
Дриады могут проявлять пигментацию, характерную окрасу их дерева. Например, дриады Японского клена могли иметь коричневую кожу и красно-розовые волосы, в то время, как дриады Дуба имели кожу гораздо темнее, а волосы их были зелеными. А вот цвет их глаз, в отличие от кожи и волос, никоим образом не связан с окрасом их родного дерева. Стереотипный зеленый окрас, к слову говоря, почти не проявляется или проявляется очень редко в каких-то специфических формах. Что касается кожи дриад, подобных коре – то она никогда не встречается среди чистокровных дриад.
Дриады почти не поглощают пищу в обычном ее понимании. Они существуют, в основном, на воде и солнечном свете. Хотя, конечно, они вполне способны употреблять человеческую пище в случае необходимости. Но в этом случае, неясно, как эта еда возвращается впоследствии к родному дереву.
http://moikompas.ru/
|