Государственная Третьяковская галерея – один из главных российских
музеев, наряду с питерским Эрмитажем. Музей был основан в 1856 г. купцом
Павлом Третьяковым, и сегодня в нем экспонируется одна из крупнейших в
мире коллекций русского изобразительного искусства. Но речь пойдет не о
самой галерее, а о находящихся в ней картинах, с которыми связано немало
мистических историй.
[]
«Русалки» против «Грачей»
Знаменитый художник Иван Крамской задумал свое полотно «Русалки» по
мотивам гоголевской «Майской ночи». Готовая картина производила
жутковатое впечатление: ночью, при мертвом свете луны призрачные русалки
выходили на берег колдовского озера…
На первой выставке Товарищества передвижников, проходившей в 1871 г.,
«Русалки» оказались рядом с совершенно безобидным пейзажем Саврасова
«Грачи прилетели». И что вы думаете? В первую же ночь «Грачи» вдруг ни с
того ни с сего свалились со стены!
Затем оба полотна купил Третьяков. «Грачей» он повесил в своем кабинете,
а «Русалок» в зале. Но не было им там покоя: по ночам чудилось, что из
залы доносится тихое заунывное пение… Прислуга и домочадцы боялись
лишний раз туда заходить, а сам Третьяков, находясь возле картины,
почему-то ощущал упадок сил… Позднее и среди посетителей пошла молва,
что с полотном «неладно». Говорили даже, что какая-то барышня, которая
долго стояла и смотрела на картину, после этого утопилась в Яузе…
Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не старая нянька,
посоветовавшая Третьякову повесить «Русалок» в дальний угол, так, чтобы
на них не падал свет. Тогда, мол, они перестанут «колобродить»,
пообещала старуха. Так и случилось. Как только русалки попали в тень,
вся чертовщина разом прекратилась…
Гибельная «Незнакомка»
«Незнакомка», вышедшая из-под кисти того же Крамского (оригинальное
название полотна – «Неизвестная»), является одним из самых таинственных
шедевров русской живописи.
Хотя, на первый взгляд, нет в портрете ничего такого уж мистического:
разряженная красотка едет в открытой коляске по Невскому…
Поначалу многие считали, что на портрете изображена аристократка, однако
бархатное, отороченное мехом и синими атласными лентами пальто, а также
модная шляпка-беретка, насурьмленные брови,
помада на губах и наведенный румянец на щеках безошибочно выдавали в
этой женщине даму полусвета. Она не выглядела обитательницей публичного
дома, но вполне могла быть содержанкой какого-нибудь богача… Тем не
менее, когда автору картины задавали вопрос, существует ли его героиня в
реальности, он лишь усмехался и молча пожимал плечами. Оригинала и
впрямь никто никогда и нигде не встречал…
Между тем Павел Третьяков сперва отказался приобрести «Неизвестную» для
своей галереи – не исключено, что он остерегался распространенного
поверья о том, что портреты красавиц способны «высасывать силы» из живых
людей. Путешествуя по частным собраниям, «Незнакомка» очень скоро
обросла дурной славой. От первого человека, который ее купил, ушла жена,
у второго дом сгорел при пожаре, третий пережил банкротство… Все
несчастья, как полагали, происходили по вине «роковой» картины.
Похоже, что и сам Крамской не смог избежать проклятия. Менее чем через
год после завершения портрета один за другим скончались два его сына…
«Проклятая» картина попала за границу. Но говорят, что и там она
продолжала чинить всяческие беды своим владельцам. В 1925 г.
«Незнакомке», однако, было суждено вернуться в Россию и все-таки занять
свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов с ней
больше не приключалось. Может, дело было в том, что портрету никак не
давали занять подобающее место?
Кровавый «Иван Грозный»
Наверное, самая жуткая «третьяковская» история случилась с легендарной
картиной Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.»,
которую больше знают под названием «Иван Грозный убивает своего сына».
Многим при взгляде на знаменитое полотно становилось натурально не по
себе: чересчур уж реалистично написал художник сцену убийства, слишком
много на холсте было крови, казавшейся настоящей...
Когда полотно выставили в Третьяковке, начались странности. Одни
посетители начинали перед картиной рыдать, другие буквально впадали в
ступор, третьи бились в истерическом припадке… А 16 января 1913 г.
произошло нечто из ряда вон выходящее: на глазах у всех молодой
иконописец Абрам Балашов, подойдя к холсту, порезал его ножом. Балашов
был отправлен в лечебницу для душевнобольных, где и скончался. Полотно
Репину удалось отреставрировать, фактически переписав его заново.
Говорят, что прежде, чем браться за работу над картиной об Иване
Грозном, живописец долго раздумывал. Видно, вовсе не зря. Вскоре
художник Мясоедов, с которого писался образ царя, в гневе чуть не убил
своего малолетнего сына, которого, как и убиенного царевича, звали
Иваном. А писатель Всеволод Гаршин, с которого Репин писал царевича,
впоследствии лишился рассудка и покончил жизнь самоубийством, бросившись
с лестницы…
Была и еще одна жертва: узнав о том, что картина испорчена, кинулся под поезд хранитель Третьяковки Е.М.Хруслов.
Сейчас с полотнами в Третьяковке вроде бы ничего мистического больше не происходит. Хотя кто его знает…
http://www.myjane.ru
|